По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Патриотическое воспитание молодежи как фактор государственной молодежной политики в современной России

Ольга Васильевна Заслонкина канд. социол. наук, доцент, Орловский юридический институт МВД РФ им. В. В Лукьянова, г. Орел, индекс: 302043, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 267, кв. 69, тел.: 8‑960‑656‑88–39, e-mail: zaslonkina11@mail.ru.

Статья посвящена рассмотрению особенностей патриотического воспитания молодежи, культурных основ и традиционных ценностей в патриотическом воспитании молодых граждан. Акцентируется внимание на формировании целостной и эффективной системы воспитания патриотизма, что является актуальной проблемой в обществе. Автором подчеркнута необходимость создания принципиально новой концепции патриотического воспитания молодых людей, адаптированной применительно к современным реалиям. Делается вывод о необходимости корректировки нормативных и концептуальных основ государственной молодежной политики в современной России в контексте усиления значения патриотического воспитания молодежи при решении задач политической социализации молодых граждан страны.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273‑ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 07.01.2013. — №47. Ст. 5489.

2. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996‑р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. — 08.06.2015. — №23. Ст. 3357.

3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 №1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016‑2020 годы»» // СЗ РФ. — 11.01.2016. — №2 (часть I). Ст. 368.

4. Федеральный проект патриотической направленности «Наша общая победа» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/provedenie-sovmestnykhmeropriyatiy/nasha-obshchaya-pobeda/vserossiyskaya-aktsiya.php (дата обращения: 08.11.17).

5. Федеральный молодежный проект патриотической направленности «Живая история» [Электронный ресурс]. — URL: http://живаяистория-ургпу.рф.

6. Базавлук Л.М. Инновационные технологии преподавания русского языка и культуры речи в неязыковом вузе/Л.М. Базавлук // Наука и практика. — 2014. — №2 (59). — С. 206.

7. Зевелева Е.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как важный элемент государственной молодежной политики/Е.А. Зевелева и др. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50‑летию организации поискового движения на Белгородчине/Отв. ред. З. З. Мухина, С.В. Канныкин. — Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2019. — 289 с.

8. Попп И.А. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история»)/И.А. Попп, А.И. Бурова // Педагогическое образование в России. –2017. — №1. — С. 129‑134.

9. Цыбаков Д.Л. Милитаризация межгосударственных союзов в постбиполярном мире: последствия для национальных интересов России/Д.Л. Цыбаков // Власть. — 2012. — №1. — С. 161‑165.

Патриотическое, гражданское воспитание — кардинальная задача современного общества Российской Федерации, важнейшая часть его общечеловеческих ценностей. Это направление воспитания пронизывает всю жизнь российского общества, всю деятельность его структур, всех его социальных институтов; в нем сочетается централизованное воспитательное воздействие учреждений образования, культуры, средств массовой информации, религиозных конфессий и самоформирование человека, которое объективно вытекает из жизни общества, его традиций.

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по‑своему отражается на патриотическом мировосприятии. Например, в советский период отечественной истории было отвергнуто понимание политической идентичности как имперского подданства. Стержнем советской ментальности выступал советский патриотизм, со временем интегрировавший в свою мировоззренческую платформу ценности российской державности наряду с принципами пролетарского интернационализма.

При этом мощный партийно-государственный импульс в деле патриотического воспитания советского периода опирался не только на массированную пропаганду. Идеями патриотизма были пронизаны институты образования, культуры, политической социализации. Благодаря этому в обществе поддерживался и гражданский патриотизм, воспитывались чувство долга и уважения к Отечеству, осознание молодыми поколениями обязанности служения ему и своему народу, прививали чувство товарищества и приоритета коллективистских ценностей.

Необходимо отметить, что во все исторические периоды тема патриотического воспитания оставалась не только одним из направлений политической социализации, но и сохраняла свое значение как важного элемента государственной политики в целом. Если в советский период официальный патриотизм был бы несостоятелен без учета влияния идейной доктрины коммунизма, то во времена «перестройки» и либеральных реформ рассматриваемое явление оказалось в фокусе мощного идеологического прессинга искусственной вестернизации. В результате оказались серьезно девальвированы не только идейные принципы «социалистического Отечества», но и вековые ментальные устои мировоззрения российского народа.

Для Цитирования:
Ольга Васильевна Заслонкина, Патриотическое воспитание молодежи как фактор государственной молодежной политики в современной России. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: