Во Внешторге я стал работать раньше, чем Патоличев. Я начал в 1956 г., а Николай Семенович — с 1958 г. Кстати, Николай Семенович никогда не считал зазорным учиться у других, в том числе у своих подчиненных. А мы учились у него.
Хотелось бы вспомнить одну деталь про моего учителя, потому что она о многом говорит. 1959 г., Хельсинки, заседание Финско-Советской торговой палаты. Тогда это была мощнейшая организация. Присутствует президент Кекконен, Микоян приехал, Патоличев должен выступать. Это было первое его публичное выступление перед деловыми кругами Финляндии. Он вынимает из кармана доклад, а Микоян, который сидел рядом, выхватывает его: «По бумажке каждый может говорить, ты без бумажки скажи». Николай Семенович ничуть не смутился и такую речь сказал без бумажки, что весь зал, эти холодные финские парни, все встали и рукоплескали. Вот какой был обаятельный человек.
Андрей Николаевич Спартак очень правильно сказал, в чем проблема нашей сегодняшней экономики, которая нуждается в инновациях и модернизации, но, правда, не сказал, как эту проблему решать. Успехи развивающихся, особенно новых индустриальных стран в модернизации их экономики на базе высокотехнологичных производств — это результат продуманной экспортоориентированной промышленной политики и развития различных форм международной производственной кооперации.
Сегодня порядка 40 % мировой торговли осуществляется на базе долгосрочных соглашений о международной производственной кооперации (МПК), а в торговле готовой, в том числе машино-технической, продукцией эта доля превышает 60 %. Развитие внешнеэкономического комплекса СССР 1960–1980-х гг., как следует из доклада Владислава Леонидовича Малькевича, — «золотой период» модернизации советской экономики с использованием возможностей международного разделения труда в условиях монополии государства на внешнеэкономическую деятельность. Главный недостаток этой системы, во многом аналогичной японской, — это отсутствие заинтересованности предприятий в экспорте.