Среди промышленных предприятий в кризисный период значительно усиливается борьба за рынки сбыта продукции. В этой борьбе преимущества имеет предприятие, выпускающее качественный инновационный продукт. Этого можно добиться путем внедрения в производство оригинальных идей. Применительно к деятельности промышленного предприятия, в настоящее время правомерно говорить о наличии у него инновационного потенциала, который состоит не только из собственных научно-технических разработок, составляющих его нематериальные активы, но и способности предприятия приобрести права на использование необходимых ему разработок.
Нематериальные активы, основу которых составляет интеллектуальная собственность – это наиболее динамичная часть ресурсов предприятия, обеспечивающая рост и доходность производства. Наиболее ценной частью интеллектуальной собственности являются патенты на изобретения. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, нематериальные активы стали цениться дороже материальных активов, например, нематериальные активы в общей доле корпоративных активов компаний Европы составляют: в Японии – 45 %, в США – 60 %. Ежегодная подача заявок на патенты в фирме IBM составляет 3415 шт., Sony – 1420 шт., General Electric – 1000 шт.
По сложившейся на отечественных предприятиях практике, новые технические решения, закладываемые в разрабатываемую продукцию, не патентуются. Выпускаемая предприятием продукция продается в России и за рубежом, а инновации и новые технические решения передаются покупателям совершенно бесплатно. В этом случае предприятиям-конкурентам даже не нужно заниматься промышленным шпионажем, так как предприятие-изготовитель добровольно предоставляет свои технические решения. Кроме того, эти решения могут быть запатентованы как покупателями продукции, так и предприятиями-конкурентами, производящими аналоговую продукцию. Предприятия-конкуренты в этом случае могут предъявить претензию разработчику инновации за нарушения прав при использовании чужих патентов и заблокировать выпуска данной продукции.