Эксплуатация новых машин и приборов нередко требует применения виброзащиты или повышения ее эффективности. Для этого проектируются и совершенствуются нелинейно-упругие элементы, системы регулирования их жесткости и несущей способности, устройства целесообразного демпфирования колебаний. Более высокая эффективность виброзащиты достигается применением элементов с минимальной (околонулевой) жесткостью в рабочей точке статической характеристики элемента, что обеспечивает собственную частоту его малых колебаний, равную 1 Гц.
Однако использование для эффективной виброзащиты объекта, например, упругих подвесов с минимальной жесткостью обусловливает и более высокую их чувствительность изменениям нагрузки к эксплуатационным, т.е. слишком большие перемещения и «уход» с оптимальной рабочей точки нелинейной статической характеристики. Решение этой проблемы состоит во введении управляемой обратной связи по нагрузке упругой подвески защищаемого объекта. При пассивном автоматическом управлении виброзащитой объекта в отличие от ряда известных разработок активной виброзащиты рассматриваемая упругая подвеска остается по существу пассивной и сохраняет высокую эффективность защиты, а управление ее несущей способностью (положением оптимальной рабочей точки) осуществляется с помощью гидравлического рычага, т. е. без внешних источников энергии (рис. 1).
На рис. 1 приведена расчетная схема упругого подвеса объекта подвеса [1]. Защищаемый объект 1 опирается на нелинейно-упругую рессору 2 и пружину 6 посредством, соответственно гидроцилиндров 3 и 4. Полости гидроцилиндров соединены каналом 8 со встроенным дросселем 9. Цилиндро-поршневые пары содержат также упругие элементы 7 и 5 вспомогательного нагружения. Расчетное положение объекта (рабочую точку) устанавливают, изменяя натяг пружины 6.
Устройство работает следующим образом. При увеличении, например, веса объекта повышается давление в гидроцилиндре 3 и жидкость перетекает в гидроцилиндр 4, увеличивая его рабочий объем и натяг пружины 6. Вследствие этого рабочая точка подвеса (положение рессоры) остается на прежнем уровне. При этом время перетекания жидкости должно быть существенно больше периода колебаний объекта на подвеске и регулируется величиной проходного сечения канала дросселя 9.