— Как вы оцениваете для себя шесть лет, которые вы руководите Музеем М.А. Булгакова? Что удалось реализовать из первоначально поставленных целей?
— Вопрос про шесть лет подразумевает не самый короткий ответ. Еще в 2012 году была начата работа над концепцией Музея М.А. Булгакова. Основу заложил конкурс, в котором участвовало несколько команд, а победила группа итальянского архитектора Габриеле Филиппини. Поэтому я начинал работу здесь в 2013 году не в безвоздушном пространстве: у меня было от чего отталкиваться. Мне самому не нравится, когда концепции называют бумагой и фантазиями, но, очевидно, что это не план действий. В этом случае речь шла о концепции развития, которая априори говорит о будущем. Это был очень рамочный и идеалистический документ. Однако вся работа, целью которой была попытка найти консенсус между разными интересантами, не прошла даром, потому что основное направление развития музея, на мой взгляд, было определено верно. Здесь можно выделить два ключевых ориентира. Во-первых, это расширение музея в совершенно традиционном смысле, расширение его площадей. Во-вторых, расширение границ участия музея в жизни города, выход за рамки фактических стен учреждения в пространство вокруг него. В 2012 году это было сформулировано как создание литературного музея-парка. В действительности, оба эти направления развития музея сохраняются и по сей день. Всегда кажется, что итоги подводить рано, но мы видим, что площадь музея увеличилась почти что в пять раз, музей запустил проект под названием «Булгаковский фестиваль на Патриарших прудах», который летом на протяжении нескольких лет проводился в разных форматах и с разными программами. Несомненно, Патриаршие пруды — это главное булгаковское место в Москве, это пространство, где должен быть представлен Булгаков. Причина кроется не в концепциях и программах развития музея, а в необходимости работы города со своим наследием, в интересах всех тех, кто бывает на прудах: и жителей района, и всех, кто любит сюда приезжать. Мы проводили социологические исследования аудитории, ставили эксперименты, пробовали собирать разные программы для Патриарших. С помощью города делали и то, что было предложено в концепции музея: большие музыкальные и театральные события с понтонным партером для зрителей, строительством сцен, оркестрами, которые играют симфоническую музыку и так далее.