По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.37:005

Параметры управления технической эксплуатацией машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве

А. В. Дунаев лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
В. Е. Тарасенко лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
М. Н. Костомахин лаборатория прогнозирования надежности и технической диагностики, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

Цель исследования — уточнить подход к обоснованию нормативных значений диагностических параметров тракторов. Проведен анализ известных наработок и НТД по теме с 1960 г. Показано, что оптимизация нормативных значений диагностических параметров деталей, сопряжений, узлов, агрегатов машин, сроков их службы и т. п. все еще весьма актуальна для инженерной службы АПК. Однако до сих пор для этого мало практичных оперативных рекомендаций, хотя главный подход к обоснованию нормативов технической эксплуатации машин известен с 1925 г. — технико-экономический по минимуму прямых и косвенных суммарных удельных затрат и издержек на технический сервис. С таким подходом наработки ученых АПК и автотранспорта известны, а наиболее широко они выполнены проф. Михлиным В. М. Однако обоснование им величин допускаемых диагностических параметров с.-х. тракторов абстрактное, трудоемкое и широко не реализованное. Учитывались лишь постепенные параметрические диагностические параметры, а реальные механические отказы остались без внимания. Чрезмерно завышено влияние допускаемых значений диагностических параметров на надежность и ресурс объектов контроля. В работе предложено оптимизировать величины параметров, управляющих техническим сервисом, из условия достижения бухгалтерских затрат на технический сервис конкретного объекта к стоимости аналогичного нового или отремонтированного объекта.

Литература:

1. ГОСТ 20759-90 Дизели тепловозов. Техническое диагностирование и прогнозирование остаточного ресурса методом спектрального анализа масла. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1991. — 24 с.

2. Денисов В. А., Соломашкин А. А. Обеспечение безотказной работы деталей машин с использованием новой системы переменных допусков // Инженерные технологии и системы. — 2020. — Т. 30. — № 1. — С. 76–91.

3. Дорохов А. С., Денисов А. В., Соломашкин А. А., Герасимов В. С. Стратегии технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин // Технический сервис машин. — 2020. — № 3 (140). — С. 38–48.

4. Дунаев А. В., Соловьев С. А. Исследование диагностических параметров, разработка методов и средств их контроля для совершенствования диагностирования и технического обслуживания МТП АПК. — М.: ГОСНИТИ, 2014. — 360 с.

5. Дунаев А. В. Нетрадиционная триботехника. Некоторые итоги развития в России: Монография // Lambert Academic Publishing. — 2018. — 217 с.

6. Игнатьев Г. С. Пpиpемонтнoe диагностирование и необезличивание составных частей агрегатов с.-х. тexники: дис. … д-ра техн. наук. — Челябинск, 1989.

7. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. — М.: ГОСНИТИ, 1985. — 144 с.

8. Михлин В. М. Управление надежностью сельскохозяйственной техники. — М.: Колос, 1984. — 336 с.

9. Рекомендации по постановке машин на ремонт по результатам диагностирования. — М.: ГОСНИТИ, 1979. — 37 с.

10. Рабинович А. Ш., Шаровский A. A. Технико-экономические критерии и оптимизация ресурсов машин // Надежность и контроль качества. — 1977. — № 7. — С. 24–25.

11. РТМ 10.16.0001.008-89. Предельные и допускаемые параметры дизелей, их деталей и сопряжений. — М.: ГОСНИТИ, 1989. — С. 3.

12. ТУ 303-10.0064-92. Методы определения допускаемого отклонения параметра технического состояния и прогнозирования остаточного ресурса составных частей агрегатов машин. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 1992. — 17 с.

13. Ушанов В. А. Практическое использование результатов оптимизации параметров системы ТОР для повышения эффективности эксплуатации машин // Труды КрасГАУ. — Красноярск, 1995. — С. 5–6.

14. Ушанов В. А. Исследование и оптимизация параметров системы ТО и ремонта машин и их использования при прогнозировании технических услуг в АПК Восточной Сибири: дис. … д-ра техн. наук. — Красноярск, 1999.

15. Черноиванов В. И., Денисов В. А., Соломашкин А. А. Способ определения остаточного ресурса деталей машин // Технический сервис машин. — 2020. — № 1. — С. 50–57.

Машинно-тракторный парк АПК многих стран включает до сотен тысяч тракторов, десятки тысяч комбайнов, сотни тысяч иных машин и орудий. Так, в АПК РФ, по официальным данным МСХ, имеется около 450 тыс. тракторов, более 70 тыс. зерноуборочных комбайнов при обеспеченности их в АПК на 35–60 %. Но заметную их долю составляют машины со сроком службы более 10 лет. Аналогично положение и в других подразделениях АПК. Списание техники АПК в РФ превосходило ее обновление. МТП АПК РФ ослаблен количественно и качественно. Поэтому коэффициент технической готовности МТП к выходу на поля составляет 82–85 % при 95–97 % в 1980-е гг., а наработка агрегатов на отказ уменьшилась более чем в 2 раза. Увеличены затраты на ремонт МТП, составляющие не менее 50 млрд руб. в год, ежегодно ремонтируется 50–55 % тракторов. Перед владельцами техники стоит задача сохранения МТП и бережного его использования. Это требует четкой работы инженерной службы АПК.

Согласно [7] и ГОСТ 20793, в планово-предупредительной системе технической эксплуатации тракторов рекомендуется комплекс плановых ТО-1, ТО-2, ТО-3 и ТО-3 перед исчерпанием эксплуатационного ресурса с определением остаточного ресурса их агрегатов. Для современных машин периодичность ТО включает 50, 100, 250, 500, 1000 и 2000 мото-ч. В стандартной НТД РФ предусмотрены текущие и капитальные ремонты тракторов, текущие ремонты остального парка. При плановых ТО всех машин обязательны очистительные, смазочно-заправочные и простые регулировочные работы. А сложные регулировки и ремонт рекомендуется проводить только по потребности по результатам диагностирования [7].

Однако в реальности порядок ТО тракторов часто нарушается, ТО совмещают с текущим ремонтом, особенно при устранении отказов, а ремонты административно проводят в осеннезимний период. Должное диагностирование машин проводится редко, а дилерский сервис современных машин содержит периодичность и номенклатуру сервисных работ на основе данных бортовых систем их контроля. Конечно, участившиеся реальные отказы старой техники с ее остановкой вынуждают устранять отказы вне плана. Но и в 1980-е гг. диагносты АПК СССР в основном работали на выявление и устранение внезапных, не прогнозируемых отказов, а также по несложному текущему ремонту машин с заменой форсунок, ремней и другого из состава диагностических комплектов.

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, В. Е. Тарасенко, М. Н. Костомахин, Параметры управления технической эксплуатацией машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: