Одной из особенностей современной российской экономики является установление нормативно утвержденного и используемого на практике при проведении внешнеторговых операций такого экономического механизма, как параллельный импорт.
По своей сути параллельный импорт представляет собой ввоз товаров, обладающих правом интеллектуальной собственности, на территорию Российской Федерации без согласия ее правообладателя. С начала 2000 г. в Российской Федерации проводилась работа по изменению внутреннего законодательства, исключающего из практики проведения внешнеторговых операций параллельного импорта как меры, противоречащей легальному товарообороту, и уже с 2002 г. был установлен полный запрет использования параллельного импорта в торговых отношениях. Нельзя забывать, что, начиная с 1993 г., Российская Федерация стремилась стать членом Всемирной торговой организации, и для этого было необходимо привести свое внутреннее законодательство к международным нормам проведения внешней торговли, исключающей возможность использования параллельного импорта без согласования с его правообладателем.
Также нельзя забывать, что в то время наша страна практически полностью имела экономику, основанную на импортозамещении, и для привлечения зарубежных поставщиков товаров на российский рынок необходимы были льготные условия.
Термин «параллельный импорт» включает в себя юридический принцип исчерпания исключительного права на интеллектуальную собственность (ИС), т. е. утрату правообладателем возможности регулировать оборот своих товаров на территории, где они будут реализовываться. В международной практике существуют три принципа исчерпания права:
1. Международный (когда товары, являющиеся объектом ИС, могут без ограничений реализовываться по всему миру после первой его продажи в любой стране).
2. Региональный (при котором товар, являющийся объектом ИС, может реализовываться без получения согласия его правообладателя на территории какого-либо государственного объединения или союза, например Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), если был ввезен в одну из стран — членов этого объединения на законных основаниях).
3. Национальный (когда свободная реализация товаров, имеющих признаки ИС, без получения разрешения от правообладателя разрешена после первой их продажи на территории данной страны).
В большинстве стран мира используется международный и региональный принципы исчерпания права, для которых достаточна реализация такого товара в любой из стран мира непосредственно правообладателем либо его дилером с согласия правообладателя.
В Российской Федерации согласно статьям № 1359 и № 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [1] был установлен национальный принцип исчерпания права на интеллектуальную собственность. Согласно указанным нормам, если правообладатель дал согласие на ввоз и реализацию своих товаров, являющихся объектом ИС, на территорию России, это означает то, что такой правообладатель теряет право контроля и запрета к торговому обороту этих товаров в нашей стране.
До недавнего времени использование параллельного импорта в торговом обороте было незаконнным и за его использование была установлена гражданско-правовая ответственность.
С февраля 2022 г. ряд иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия (далее — недружественные страны) [2], ввели в отношении к Российской Федерации международные санкции, которые коснулись иностранных поставщиков, в том числе и правообладателей товаров, являющихся объектами ИС, которые были вынуждены прекратить торговые отношения с российскими компаниями. Российский рынок иностранных товаров стал сокращаться, и, если российское правительство не приняло бы соответствующие экономические меры, российские потребители могли столкнуться с дефицитом ряда товаров и, как следствие, с ростом цен на них.
Международные санкции коснулись большего ряда товаров, в том числе и запасных частей к пассажирскому транспорту. В связи с тем что запчасти были необходимы для проведения гарантийного и постгарантийного ремонта транспортных средств, их отсутствие могло привести как к аварийным ситуациям на дорогах, так и прекращению движения автомобильного транспорта. Требовалось принятие срочных мер для решения жизненно важного вопроса, касающегося большинства населения нашей страны. Эта мера была найдена в виде принятия решения об использовании параллельного импорта при внешнеторговых сделках.
Уже в марте 2022 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 506 [3], а в апреле этого же года Минпромторг России утвердил приказ № 1532 [4], в котором были указаны группы товаров в соответствии с Товарной номенклатурой ЕАЭС, которые могут ввозиться на территорию России по параллельному импорту. Как ранее было отмечено, до 2022 г. в России в отношении параллельного импорта использовался национальный принцип. В указанном постановлении Правительства Российской Федерации для решения вопроса поставок по параллельному импорту в Россию была использована замена национального принципа исчерпания права на международный. Таким образом, введением в действие указанного постановления правительства разрешается импорт оригинальных товаров, имеющих ИС, на территорию России без разрешения правообладателя этих товаров. При этом такой ввоз не влечет за собой нарушение российского законодательства. Из этого можно сделать вывод, что в настоящее время любые юридические лица (даже те, у которых отсутствуют контрактные обязательства перед правообладателями товаров, имеющих ИС) могут ввозить на территорию России товары по параллельному импорту. Однако следует отметить, что данное постановление не лишает правообладателей исключительных прав на товары, являющиеся объектами ИС, ввозить их по ранее действующему порядку, а параллельный импорт лишь его дополняет.
Для принятия изменений в ГК РФ (ст. 1359 и 1487) Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 213-ФЗ [5], отменяющий ответственность за товарооборот объектов, являющихся объектами ИС, при использовании параллельного импорта при их ввозе на территорию России.
Следует отметить, что, когда параллельный импорт не применялся в качестве одного из режимов ввоза иностранных товаров, правообладатели товарно-материальных ценностей, используя принцип исчерпания права при поставках, имели право заключать договоры поставки с дилерами, официально уполномоченными правообладателями на поставку такой эксклюзивной продукции в Россию, по заранее утвержденной цене и условиям поставки. В этом случае конкурировать с такими товарами на внутреннем рынке не представлялось возможным.
В этом случае правообладатели такой продукции получали сверхприбыли при реализации своих товаров. Еще ранее, до введения на законодательном уровне параллельного импорта, российские антимонопольные государственные структуры призывали к введению параллельного импорта для создания условий конкуренции официальным дилерам с целью снижения стоимости товаров, от чего только бы выиграл российский потребитель, приобретая товары по конкурентной стоимости. Все это стало возможным после введения с 2022 г. параллельного импорта.
Как было отмечено ранее, в настоящее время товары, являющиеся объектами ИС, могут ввозиться как правообладателями (или их официальными дилерами), так и юридическими лицами (посредниками) по параллельному импорту. Вместе с тем некоторые правообладатели ушли с российского рынка и не возобновили поставки через своих дилеров, что временно привело к определенному дефициту ряда товаров. Введенный законодательно параллельный импорт смог этот дефицит сократить.
Однако правообладатели поставки оригинальных товаров, являющиеся объектами ИС, имеют право принять условие эмбарго на поставки своих эксклюзивных товаров (например, какой-либо запасной части), используемых только в конкретной модели изделия, отсутствующих на международном рынке и не имеющих аналога.
В этом случае параллельный импорт не сможет решить вопрос такой поставки, и это потребует замены всего изделия. Данный момент необходимо учитывать в закупочной деятельности при планировании поставок по параллельному импорту. Этот вопрос становится наиболее актуальным при необходимости закупки запасных частей для осуществления гарантийного и постгарантийного ремонта пассажирского транспорта.
Возникшие в России вначале 2022 г. проблемы с дефицитом запчастей для транспортных средств, особенно в отношении оригинальных комплектующих, решались путем разборки на запчасти автотранспорта (как правило, украденного у законных владельцев) с последующей их реализацией. Как итог — отсутствие каких-либо гарантий на бывшие в употреблении запчасти и рост криминалитета в этой области бизнеса.
В результате введения в практику внешней торговли параллельного импорта вопросы с поставками запчастей в Россию не стоят так остро, как это было до 2022 г. Активность в решении вопроса поставок запасных частей по параллельному импорту проявили интернет-компании, используя свои сети магазинов, расширяя географию данного бизнеса. С момента принятия соответствующих законодательных актов с июня по август 2022 г. наблюдался значительный рост закупок и поставок иностранных запасных частей, расходных материалов, аксессуаров для различной автотехники. Покупателями таких поставок выступали логистические транспортные компании, дистрибьюторы и интернет-магазины, расположенные в России. Среди крупных поставщиков запчастей по параллельному импорту можно отметить логистические компании «СДЭК» и Pony Express, где был отмечен рост закупок за указанный период по сравнению с данным периодом 2021 г. соответственно на 20 и 40 % [6]. По некоторым позициям запасных частей и расходных материалов автомобильной техники (автомобильные фильтры, свечи, различные автомасла, покрышки, детали подвески и рулевого управления, компоненты двигателей, трансмиссии и шасси, фары и элементы подсветки и др.) увеличение роста закупок составило до 100% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Фактически с использованием параллельного импорта объем рынка запчастей за короткий срок был восстановлен до санкционного периода. Поставщиками таких товаров выступают контрагенты из стран, не присоединившихся к санкциям против Российской Федерации.
Анализируя географию поставок запчастей для пассажирского автотранспорта, следует отметить положительную роль, которую играют страны — участницы ЕАЭС и Китайская Народная Республика. Растут поставки запчастей из Южной Кореи и Вьетнама, большую роль как транзитная страна товаров, поступающих из ЕС, Южной Азии и Латинской Америки, играет Турецкая Республика, откуда товары доставляются морским транспортом, самым экономичным из всех видов транспорта.
Из стран — членов ЕАЭС следует выделить Республику Казахстан, не вошедшую в санкционный список, имеющую с Россией единое таможенное пространство, которая выступает получателем для российских покупателей иностранных товаров, являющихся объектами ИС. С точки зрения объема издержек на логистику поставок Казахстан занимает наилучшее географическое положение для России.
Что касается Китая, то импорт автомобильных покрышек в 2020 г. в Россию составил в количественном выражении порядка 27 млн штук при потребности российского импорта этой продукции до 50 млн штук, что составляет около 2 млн долл. США. Но уже в 2021 г. по сравнению с 2020 г. рост составил в количественном выражении около 23 % и в денежном — около 300 млн долл. США. За первое полугодие 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. ввоз автомобильных покрышек из КНР увеличился практически на 30 %, а за III квартал 2022 г. это увеличение составило порядка 50 % по сравнению с этим же кварталом 2021 г.
По данным логистической компании ПЭК, общий объем запчастей для автомобильной техники в 2022 г. по сравнению с 2021 г. увеличился в целом наполовину, что объясняется закупкой товаров большими партиями впрок в связи волатильностью валютного рынка и непредсказуемостью недружественных стран по ужесточению экономических санкций в отношении России.
По статистическим данным внешней торговли с Россией, предоставляемых Федеральной таможенной службой Российской Федерации [7–10] за 2022 г., было ввезено запчастей для транспортных средств в общей сложности порядка полутора тонн на сумму около 11 млн долл. США. По сравнению с 2021 г. эти показатели выросли соответственно на 20 и 40 %. Одними из крупнейших поставщиков по запчастям выступают КНР, Япония, Южная Корея и Белоруссия (см. рисунок).
Важным аспектом в закупке запасных частей является бесперебойность оплаты иностранным поставщикам за товар российскими компаниями. В той связи изза уменьшения объемов поставки нефти и газа и, как следствие, снижения выручки в долларовом и евро эквиваленте важным решением является перевод системы платежей в национальные валюты.
В настоящее время в перечне товаров в приказе Минпромторга России, разрешенных к ввозу по параллельному импорту, насчитывается 54 товарные группы, что покрывает большую часть товарной номенклатуры внешнеторговой деятельности ЕАЭС. Следует отметить, что данный перечень товаров может корректироваться как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от принимаемыми недружественными странами экономических ограничений по ввозу в Российскую Федерацию оригинальных товаров, необходимых для поддержания жизнедеятельности страны.
Распределение количественных показателей ввоза запчастей в Российскую Федерацию за 2022 г. по крупным поставщикам в %
Решить полностью проблему с дефицитом, в том числе автозапчастей для пассажирского автотранспорта, возможно с помощью полного раскрытия всех кодов Товарной номенклатуры внешне экономической деятельности ЕАЭС без указания торговых марок, которые представлены в перечне товарных позиций в приказе Минпромторга России от 19 апреля 2022 г. № 1532. Это даст возможность в полной мере использовать параллельный импорт для поставок иностранных товаров с целью полного удовлетворения российских потребителей, включая запасные части для пассажирского автотранспорта.
В заключение хотелось бы отметить, что в последнее время ряд поставщиков, включая правообладателей продукции, представляющей собой объекты ИС, изъявляют желание вернуться на российский рынок, возобновить утраченные торговые отношения, заинтересованы в поддержании гарантий на свою продукцию с представлением на нее сертификатов безопасности.
Однако экономическая жизнь России не стоит на месте, в ней произошли глобальные изменения, связанные с сокращением импортозависимости и развитием собственного производства товаров, которые ранее ввозились в Российскую Федерацию.