После того как многие производители прекратили поставки в Россию, возникла необходимость найти баланс между защитой прав производителей и интересов потребителей. Этот баланс можно выразить следующими словами: «вы поставляете нам товары, мы продолжаем охранять ваши интеллектуальные права». Результатом этого компромисса стал Перечень товаров, утвержденный Приказом Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532.
Согласно этому документу ввоз товаров возможен, если одновременно соблюдаются два условия:
1. Торговая марка должна быть прописана в перечне;
2. Код ТНВЭД в декларации должен совпадать с кодами, прописанными в перечне.
Необходимость создать такой масштабный документ в сжатые сроки не могла не сказаться на его качестве. Хотя перечень постоянно обновляется, в нем много недоработок и противоречий. Например, разрешено ввозить бытовую технику Miele, за исключением духовых шкафов, — их коды либо забыли, либо не захотели внести. Для джойстиков Playstation указан не тот код, в котором они должны заявляться в декларации, — получается «стой там, иди сюда».
Не меньше вопросов вызывает серийная сертификация либо выдача нотификаций ФСБ для техники. Необходимые документы и действия раньше обеспечивали производители, теперь же для получения сертификатов третьими лицами приходится спешно принимать изменения и поправки в законодательство.
Придется позаботиться о маркировке. В частности, для одежды и обуви придется клеить ярлыки уже на таможенном складе в России, а это дополнительные расходы.
Основная проблема импорта сейчас — найти того, кто согласится продать вам товар. Изготовители по разным причинам отказываются сотрудничать напрямую с импортерами из России, поэтому оригинальный товар в большинстве случаев закупают через посредников, иногда через нескольких, чтобы скрыть российский след. Чтобы не вызвать подозрений у головных компаний, приобретать товар приходится у розничных и мелкооптовых продавцов, которые продают ограниченный ассортимент товара уже со своей наценкой. Для массовых категорий это означает сокращение ассортимента и значительное удорожание товара — до 20–30 %.