Подобно тому, как в философии есть понятие парных категорий и выведен закон единства и борьбы противоположностей, так и в политико-правовой реальности есть свои парные категории и противоположные тенденции одного и того же политико-правового явления. Например, парные категории «содержание» и «форма» одновременно есть закон их единства и противоположности: вечное единство и противоречие между содержанием и формой права. Парными категориями и противоположными тенденциями являются демократия и авторитаризм, народовластие и олигархат, равноправие и клановость, законность и целесообразность и т. д.
Глобальным противоречием является противоречие между динамикой общественных отношений, с одной стороны, и стабильностью права как формой их отражения — с другой. Указанное противоречие одновременно является и движущей силой развития права [1, c. 146–147], и причиной возникающих при его реализации конфликтных ситуаций.
Так, с точки зрения конституционных ценностей действуют принципы открытого общества, свободы информации, прозрачности и коллегиальности управления. В рамках этой демократической тенденции государство заботится о правовом просвещении и правовой информированности граждан. В рамках этой ценности-тенденции принимается, например, Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»1. В рамках той же тенденции принят и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»2, ст. 3 которого посвящена основным принципам государственной политики и правового регулирования в сфере образования, среди которых: информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций (п. 9); демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников (п. 10); недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (п. 11).
Однако в реальности действуют и обратные тенденции, поскольку известно, что ничто так не раздражает бюрократический аппарат, как информированность граждан. Под видом обеспечения информационной безопасности, под предлогом защиты информации и, наконец, обеспечения конфиденциальности служебных сведений действует и процветает тенденция сокрытия информации, причем не только за рамками государственного или муниципального учреждения, но и внутри коллектива. Так, под предлогом недопустимости разглашения и защиты персональных данных на некоторых кафедрах в некоторых вузах скрывается информация о коллегах.