По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Парадокс калининградского транзита

Горемыкина Л. Н. заместитель начальника, Управление таможенных расследований и дознания ФТС России
Волков С. А. начальник отдела методологии применения законодательства, Управление таможенных расследований и дознания ФТС России

Представители Федеральной таможенной службы в ходе вебинара разъяснили причины применения части 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при перемещении товаров по Калининградской области.

Вопрос калининградского транзита неоднократно обсуждался на различных бизнес-площадках и трижды — в ФТС России. Тем не менее он остается актуальным и сегодня, поскольку, по мнению делового сообщества, при перемещении товаров между территорией Калининградской области и остальной территории России привлечение к ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях несправедливо, так как не учитывается статус перемещаемых товаров (они являются товарами Союза и перемещаются по территории РФ). Бизнес считает, что в таких случаях необходимо прекратить привлекать к ответственности по данной норме, поскольку это нарушает принцип единства таможенной территории.

Причины, по которым применяется данная норма, следующие. Любая административная ответственность, в том числе по данной статье, не устанавливается произвольно — она направлена на охрану тех или иных таможенных правил. Статьей 302 главы 43 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем» Таможенного кодекса ЕАЭС предусмотрено, что «товары Союза для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перевозки (транспортировки) таких товаров Союза в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи». Соответственно, все правила, которые применяются к данной процедуре, должны выполняться участниками этих правоотношений. В частности, при этом заполняется транзитная декларация. Требования к заполнению ТД перечислены в статье 107 ТК ЕАЭС. Этой нормой предусмотрено, что в ТД подлежат указанию сведения в том числе о наименовании, весе брутто или объеме товара, количестве грузовых мест. В части 3 статьи 16.1 КоАП России говорится о наступлении ответственности при сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и/ или объеме товаров при помещении в том числе под таможенную процедуру таможенного транзита. При этом ответственность наступает не просто за сообщение таких недостоверных сведений, а если они заявлены способами, связанными с представлением недействительных документов или использованием поддельных средств идентификации либо подлинных, но относящихся к другим товарам. Диспозиция данной статьи более широкая, поэтому при помещении товаров под таможенный транзит необходимо исходить из требований статьи 107 ТК ЕАЭС, и ответственность наступает за сообщение недостоверных сведений о наименовании, весе брутто или объеме товара, о количестве грузовых мест. При этом ответственность за сообщение недостоверных сведений о маркировке грузовых мест не наступает.

Для Цитирования:
Горемыкина Л. Н., Волков С. А., Парадокс калининградского транзита. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала