Для современной постмодернистской цивилизации одной из основных ценностей выступает массовая установка на повышение качества жизни, которая начала проявлять себя уже на стадии становления капитализма, но окончательно оформилась лишь в конце XIX в., чтобы только на рубеже XX и XXI вв. воплотиться в парадигматику здорового образа жизни (ЗОЖ). Сегодня, когда социум все больше приобретает характеристики, присущие «обществу знания», именно ЗОЖ, будучи внутренне присущим современному информационному обществу, выступает не только адекватным ответом на вызовы современности, но и конкретным ориентиром в определении дальнейшей направленности человеческого развития.
Каждому обществу на определенном этапе его функционирования соответствует тот или иной определенный образ жизни. Сейчас есть достаточно оснований для утверждения, что современной эпохе цивилизационного человеческого развития соответствует ни буржуазный, ни социалистический, ни гламурный или еще какой-то, а исключительно ЗОЖ, альтернативы которому как вектора исторического восхождения человечества по большому счету просто не существует. Растущая роль человеческого капитализма при переходе к экономике знаний существенно меняет систему государственных приоритетов. На первое место выходят целевые установки, связанные с укреплением здоровья населения, увеличением активной продолжительности жизни, развитием науки, повышением уровня образования и жизни людей. И не случайно сегодня, в условиях формирования новой стратегии социального развития — витальной проблемы жизни и проблемы семьи — на первый план выдвигается именно вопрос ЗОЖ как системы всей совокупности жизнедеятельности людей (личности, социальной группы, общества в целом) в определенных культур-цивилизационных условиях. Таким образом, ЗОЖ как научная и практическая проблема все больше приближается к кругу тех вопросов, которые обычно называют глобальными.
Подавляющее большинство современных ученых, обсуждая способы решения демографических, генетических, ресурсных, организационно-политических и других проблем, которые создают в перспективе угрозу для существования цивилизации, все чаще соглашаются с тем, что дальнейшие меры по оптимизации ЗОЖ зависят не столько от реализации уже существующих и предполагаемых программ по охране здоровья, которые отражают достижения медицинской науки и практики, сколько от уточнения представлений о том, чем в действительности является ЗОЖ и как он будет видоизменяться соответственно движению человеческой культуры. Государство обязано «внедрять приоритеты здорового образа жизни, гармонизации человеческого и природной среды, поддержки семьи и содействия рождаемости».