По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 262.4 DOI:10.33920/nik-01-2407-05

Папство как церковный институт в истории раннего христианства: аспекты в изучении вопроса

Иванов Василий Юрьевич АНО ВО «Славяно-греко-латинская академия», Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 20, E-mail: v_ivanov06@mail.ru

Данная статья посвящена институту римского епископата. Данная тема при изучении часто принимает тенденциозность и идеологические оттенки, что противоречит принципам научной объективности. Вместе с тем нередко остается без должного внимания период в истории римского епископата до церковного раскола 1054 г. Между тем данный период очень разнородный и наполнен духовными подвигами и масштабной интеллектуальной работой римских епископов, некоторые из которых почитаются в качестве святых как в православии, так и в католицизме. Самые известные из них (но далеко не единственные) — Лев I Великий и Григорий I Двоеслов. Подчеркнем, что до Миланского эдикта 313 г. почти все римские епископы принимали мученическую смерть из-за гонений на христиан, развернувшихся в Римской империи в первые три столетия нашей эры. При этом римским епископам, помимо вопросов физического выживания общины, приходилось противостоять ересям, раскольническим тенденциям, блюсти правильность богослужения и содействовать росту нравственного сознания христиан. Письменных источников о жизнедеятельности римских епископов в истории раннего христианства очень мало, что осложняет изучение данной темы и оставляет много белых пятен, тем не менее это придает особый колорит данному научному исследованию.

Литература:

1. Гергия Ене. История папства. — М.: Республика, 1996. — С. 463.

2. Документы обвиняют. Убийца в сутане // Атеистические чтения. Вып. 5. — М.: Издательство политической литературы, 1970 — С. 134–149.

3. Задворный В.Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I–IX вв.). — М.: Издательство Францисканцев, 2011. — 480 с.

4. Преступления фашистов и их пособников на Сербской земле [Электронный ресурс]. — URL: http://spzh.news/ru/zashhita-very/34350-prestupleniya-fashistov-i-ikh-posobnikov-na-serbskoy-zemle (дата обращения: 20.12.2023).

5. Соловьев В.С. Об упадке средневекового миросозерцания [Электронный ресурс]. — URL: http://yakov.works/library/18_s/solovyov/06_381.html (дата обращения: 20.12.2023).

6. Широкорад А.Б. «Крестовый поход» против России. Тысячелетняя агрессия Запада. — М.: Вече, 2015. — С. 248.

1. Gergia Yone. History of the Papacy. — M.: Republic, 1996. — P. 463.

2. Documents accuse. A killer in a cassock // Atheistic readings. Issue 5. — M.: Publishing House of Political Literature, 1970. — Р. 134–149.

3. Zadvorny V.L. Works of the Roman pontiffs of the era of late Antiquity and the early Middle Ages (I–IX centuries). — M.: Franciscan Publishing House, 2011. — 480 p.

4. Crimes of the fascists and their accomplices on Serbian soil [Electronic resource.] URL: http://spzh.news/ru/zashhita-very/34350-prestupleniya-fashistov-i-ikh-posobnikov-na-serbskoy-zemle (Access date 12/20/2023).

5. Solovyov V.S. On the decline of the medieval worldview [Electronic resource.] URL: http://yakov.works/library/18_s/solovyov/06_381.html (Access date 12/20/2023).

6. Shirokorad A.B. “Crusade” against Russia. Thousand-year aggression of the West. — M.: Veche, 2015. — P. 248.

Статья поступила 08.04.2024.

После ликвидации Советского Союза серьезному испытанию подверглась не только государственность России, но и самостоятельность Русской православной церкви, которая оказалась под сильным давлением со стороны других религий и сект. Среди таковых особое место занимает католицизм. Одним из результатов такого давления стал экуменизм — движение, в рамках которого провозглашается необходимость слияния Христианской церкви в России с католицизмом. Причем папа римский в этом симбиозе сохранял бы свою власть, которая в католицизме имеет догматическую силу непогрешимости. Разумеется, руководство Русской православной церкви не собирается объединяться с католической церковью. Даже не так давно прошедшая встреча между папой римским и Патриархом Русской православной церкви прошла не в храме, а в здании аэропорта Гаваны на Кубе и была связана не с вероучительными, а с геополитическими вопросами. Поэтому несправедливы обвинения в адрес Патриарха Кирилла, разумеется, он не является представителем экуменизма, но допускает конструктивный диалог с администрацией католической церкви в рамках объективно необходимого. Здесь необходимо понимать, что Патриарх Русской православной церкви несет огромную ответственность за христианский мир, поэтому мотивы его поступков часто связаны с геополитическими событиями, связанными в том числе с сохранением жизней и чести сотен тысяч людей. В связи с таким положением дел будет разумно осветить жизнедеятельность тех римских пап, которые подавали пример конструктивного общения с восточными христианами, жизнь которых могла бы стать примером христианского благочестия. Целью данной статьи является определение некоторых аспектов, которые необходимо учесть при изучении института римского епископата в период раннего христианства.

Методологическими положениями данного исследования являются такие диалектические принципы: объективность, историзм, детерминизм, единство исторического и логического, метод историко-философской реконструкции (ретроспекция), системно-структурный анализ, компаративистский метод.

Для Цитирования:
Иванов Василий Юрьевич, Папство как церковный институт в истории раннего христианства: аспекты в изучении вопроса. Вопросы культурологии. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: