В самоизоляции у жителей России появилась возможность развивать свои хобби, учить иностранные языки и налаживать отношения с детьми. Те, кто записался на онлайн-курсы ради новых профессиональных навыков, «погоды не сделали». Общее число слушателей курсов выросло в 2,5 раза, а вот доля профессиональных программ — снизилась, отмечают научные сотрудники Центра развития навыков и профессионального образования Инобра ВШЭ Наталия Ширкова и Илья Коршунов. Они изучили данные трёх крупных платформ-интеграторов — Coursera, Timepad и Edumarket, чтобы понять, как пандемия повлияла на программы обучения взрослого населения.
Большинство новых пользователей рассматривали курсы как временный вариант: только 19 % готовы продолжать учиться после снятия коронавирусных ограничений. Из программ, направленных на развитие профессиональных навыков, рост показали лишь те, которые оказались наиболее ориентированы на «новую реальность». Это IT-курсы, на которые пользователи массово записывались, чтобы научиться развивать свои блоги и сайты, медицинские дисциплины, интерес к которым подстегнула борьба с COVID-19, и изучение иностранных языков. Те программы, которые предполагают высокую роль социальной коммуникации, потеряли в популярности особенно сильно — это, прежде всего, управленческие дисциплины. Впрочем, снижение интереса к ним сопровождалось ростом программ по развитию собственного бизнеса и новых форм продвижения продукта, отмечают исследователи.
В целом основной рост онлайн-курсам обеспечили программы, развивающие хобби, — в сфере декоративно-прикладного искусства, кулинарии, а также занятия фитнесом и спортом. Для большинства пользователей это был способ не только провести внезапно появившееся свободное время, но и снизить влияние стрессовой ситуации на свою жизнь. То, что разные поколения оказались заперты в одних квартирах, обеспечило популярность программ в сфере развития семейных взаимоотношений.
Всё большим спросом пользуются курсы, которые позволяют приобрести надпрофессиональные навыки — такие, как стрессоустойчивость, лидерские качества. Они оказались особо перспективными, потому что помогали не только повысить эффективность в рамках своей профессии, но и переходить между отраслями, сохраняя востребованность на рынке труда.