Можно ли дружить с человеком, вчетверо старше себя? По-настоящему дружить, не глядеть снизу и не принимать отношение свысока, без выгод, нравоучений и желанья погреться в лучах славы, а искренне, совершенно по-простому, как умели дружить настоящие московские старожилы? У нас с Анной Федоровной получилось!
В далеком 1996 году, представьте, мне 16 лет, и я с волнением стою на сцене учебного театра ГИТИС. Впервые для московской публики участники Молодежного фольклорного центра «Ветка» в содружестве с настоящими артистами — студентами и выпускниками института театрального искусства (РАТИ) под руководством Владимира Панкова показываем спектакль «Прощай, зима»!
Все в новинку — сцена, кулисы. Зритель! Да не простой, а искушенный: преподаватели театральных вузов, МГУ, любители и знатоки русской старины, режиссеры, актеры, знаменитости! Позади долгие, серьезные репетиции музыкального спектакля, прогоны, стремительная смена действий и сцен. Во всей своей красе разворачивается мир русской деревни — праздничные обряды, песни, невероятной красоты костюмы и музыка, и даже «Вертеп» — театр в театре!
У Анны Федоровны особая роль — умудренной опытом бабушки, которая рассказывает маленькому внуку про народные песни. Анна Федоровна нарядна — убрана в старинную вышитую золотом кичку под ярким платком, в сарафане и фартуке, богато украшенным вышивкой. Держит за руку большеглазого мальчишку, который спрашивает:
— Бабушка, а почему русские песни такие длинные?
— А потому, внучек, что их поют долгими зимними вечерами! — отвечала она и величественно удалялась за кулисы, сопровождаемая зачином старинной народной песни, которая разворачивалась уже на сцене.
Людмила Грачева, член Союза писателей России:
«Несмотря на грусть у меня есть ощущение света. Светлой печали. Как будто Анна Федоровна прожила яркую жизнь, сделала все, что могла и ушла, оставив колоссальное наследие замечательных уникальных стихов. Красивый человек, красивая женщина! Эрудит, ценитель прекрасного. Аня — дипломант и лауреат многих литературных конкурсов, и не только в Москве. Но это фантики для души. Главное — уникальное, очень душевное творчество, которое очень глубоко трогает мое сердце».