Удивительное дело: из военно-промышленной зоны Куйбышева (Самары), где каждая семья так или иначе в трудовой деятельности была связана с местными заводами, фабриками, железной дорогой, вышло немало художников, поэтов, музыкантов. Вот художник Наиль Мифтахутдинов — типичный представитель советской рабочей молодёжи Куйбышева-Самары, для которой трудовая деятельность и художественное творчество неотделимы друг от друга. Развитию творческих способностей, таланта учащихся помогали родители, школьные учителя, преподаватели художественных школ.
Следует отметить, что дар художника был передан по наследству и Наилю, и его брату Шамилю от их папы Нурисляма, талантливого художника-портретиста. Так что творческая судьба Наиля была предопределена с самого детства. Однажды (в начале семидесятых годов) случай свёл нашего героя с известным куйбышевским художником Станиславом Фёдоровым. Высоко оценив работы пятнадцатилетнего живописца, Станислав Васильевич незамедлительно дал ему рекомендацию для поступления в одну из лучших Художественных школ областного центра — школу Г.Е. Зингера, в которой преподавали ведущие художники той поры, в частности, Виктор Дмитриев, Виктор Панидов, Вениамин Клецель, Анатолий Песигин и другие. Наиль относился к учёбе ответственно, как говорится, впитывал в себя всё самое ценное, чем делился с ним любимый педагог и замечательный художник Виктор Дмитриев. А дальше было пожизненное самообразование, поиски себя в искусстве и искусства в себе.
Наиль Нурислямович в силу природной скромности не стремился выйти за рамки индивидуального творчества, пробиваться в Союз художников и т.д. Для него живопись стала важной частью его жизни, чем-то необъяснимым словами, что держало и держит человека, как принято говорить, наплаву. Источником вдохновения и способом мышления, именно творчество предопределило всю его судьбу.
Долгие годы в художнике шло накопление собственного творческого багажа. Всё, что он писал во время службы в армии, в Оренбуржье, во время работы в сказочной Якутии, в Югре, где трудился, становилось закрытым для посторонних глаз архивом, кроме самых близких людей. Самые близкие и призвали Наиля Нурислямовича к тому, что в 2015 году он принял решение полностью посвятить себя творчеству художника.