По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 308 DOI:10.33920/nik-02-2010-07

Паблик-арт как искусство больших площадей. Включение массового зрителя в художественное действо как технология арт-дизайна

Севастьянов Александр Никитович главный научный сотрудник Института фундаментальных и прикладных исследований, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. филол. наук, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: mail@sevastianov.com

В статье показано: изменение среды обитания человека, связанное с урбанизацией и научно-техническим прогрессом, предоставило для деятелей искусств новые возможности и поставило перед ними новые задачи. А соответственно, породило и новые направления — например, декорирование огромных антропогенных пространств, в том числе промышленных зон, городских улиц и площадей. Расцвело также искусство массовых действ. Зачатки всего этого мы видим еще в средневековых празднествах как религиозного, так и светского свойства (карнавалы, фестивали, парады, шествия и т.п.). Но ХХ в. придал им особую массовость, организованность, технотронность и регулярность, что позволило профессионально обособиться художникам, специализирующимся на подобных мероприятиях. Сегодня искусство организации массовых действий даже преподается в вузах как отдельная дисциплина.

Литература:

1. Вейц М.Е. Проекты паблик-арт как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») // Журнал исследований социальной политики. — 2012. — Т. 10. — № 1. — С. 95–108.

2. Котломанов А.О. Паблик-арт6 страницы истории. Современное русское искусство в общественном пространстве. Ч. 1. Монументальная скульптура // Вестник СПбГУ. — Сер. 15. — 2015. — Вып. 4. — С. 55–65.

3. Монстрация // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B E%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

4. Новичков А.В. Городское искусство и предназначение современного города // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 4. — С. 29–37.

Вдумываясь, что послужило причиной возникновения таких направлений в искусстве, как паблик-арт и стрит-арт, мы, конечно, придем к феномену восстания масс, отмеченному Хосе Ортегой-и-Гассетом. Урбанизация, сопровождающая, провоцирующая и катализирующая данный процесс, повлекла за собой заметное обезображивание нашей планеты, возникновение огромных пространств, городских и сельских, удручающе однообразных и безобразных, глядеть на которые скучно, тоскливо и неприятно. Они настойчиво взывают к преображению, невольно хочется их оживить, сделать интересными, веселыми. И такой запрос также носит массовый, общественный характер, пробуждая общественную волю.

И вот — реакция на это возникла в виде изобретательных и подчас иронично-комичных художественных проектов, а также народных инициатив, исходящих порой из низов общества, не желающих, однако, смириться с примитивной или нулевой художественностью наших улиц, площадей, промзон и вообще городских пейзажей. Эти проекты порой носят оттенок инсталляции, а порой — перформанса или хэппенинга, требующего включения человеческих масс в процесс живого взаимодействия с объектом искусства, в художественную ситуацию как таковую. Только масштабы на этот раз иные, куда бóльшие.

Само по себе терминологическое обозначение новых направлений в искусстве указывает на их западное происхождение. Да и классические образцы, служащие для подражания другим странам и народам, находим, в основном, на Западе. Хотя традиции народных карнавалов, скажем, в Бразилии или Китае затмевают все мыслимое, что только бывало на этом свете, включая прославленный Венецианский карнавал.

Итак, разделим современное искусство больших площадей на три части: 1) паблик-арт — сферу приложения сил профессионалов, требующего огромных затрат и работы специализированных коллективов, 2) стрит-арт, где подвизаются по большей части дилетанты, порой весьма талантливые и дерзкие, но обходящиеся, как правило, своими подручными средствами, 3) живые мероприятия во времени и пространстве, организуемые профессионалами, но вовлекающие огромное количество энтузиастов «с улицы». В России мы встречаем в наши дни и то, и другое, и третье. Специалисты выделяют также еще лэнд-арт (т.е. попытку соединить произведения искусства с дикой природой, ландшафтом), но это скорее все же разновидность паблик-арта.

Для Цитирования:
Севастьянов Александр Никитович, Паблик-арт как искусство больших площадей. Включение массового зрителя в художественное действо как технология арт-дизайна. Ученый совет. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: