По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342.9

Ответственность образовательных организаций высшего образования по результатам аккредитационного мониторинга

А.В. Дружинин кандидат теологии, старший преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»

В статье анализируются изменения в нормативно-правовом регулировании государственного контроля (надзора) в сфере образования, установившие несоблюдение аккредитационных показателей, выявленные по результатам аккредитационного мониторинга, в качестве критерия отнесения поднадзорных объектов к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Делается вывод о наделении аккредитационного мониторинга признаками инструмента осуществления государственного контроля (надзора). При этом применение мер к организациям, отнесенным к соответствующей группе риска по новому критерию, фактически предполагает лишь проведение профилактических, а не контрольно-надзорных мероприятий в силу действующего на данный момент моратория на проведение плановых проверок.

Литература:

1. Дружинин А.В. Административная ответственность по итогам федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования: соблюдение баланса интересов в свете актуального законодательства // NB: Административное право и практика администрирования, 2023. — № 3. — С. 33-44. DOI: 10.7256/2306-9945.2023.3.43444.

2. Предложения по изменению механизмов государственной регламентации образовательной деятельности / С.Г. Синельников-Мурылев, Е.А. Пономарева, С.В. Янкевич, Н.В. Княгинина // Российское высшее образование: уроки пандемии и меры по развитию системы: Коллективная монография / Научный редактор выпуска Е.А. Суханова. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. — С. 105–117. — EDN RBVRFL.

3. Синельников-Мурылев С.Г., Идрисов Г.И., Пономарева Е.А. Реформа в новых условиях контроль и надзор в сфере высшего образования // Образовательная политика, 2020. — № 3 (83). — С. 22–29.

4. Янкевич С.В. Принципы формирования новой модели государственного контроля в сфере образования / С.В. Янкевич, Н.В. Княгинина // Тенденции развития образования: как спланировать и реализовать эффективные образовательные реформы: Материалы XVII ежегодной Международной научно-практической конференции, Москва, 13–15 февраля 2020 года. — Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. — С. 14–23. — EDN XXBCXI.

За последние десятилетия, характеризуемые активным нормотворчеством в сфере образования РФ, стало привычным, что очередные инновации воспринимаются в профессиональной среде с изрядной долей волнения. Особенно когда это касается сферы оценки качестве или контроля (надзора) в сфере образования. Так, недавняя реформа государственного контроля (надзора) в РФ коренным образом отразилась и на системе государственной регламентации образования. Среди инструментов государственного управления системой образования в РФ можно выделить несколько взаимосвязанных процедур, обеспечивающих оценку качества и соблюдение обязательных требований в сфере образования:

• лицензирование образовательной деятельности;

• государственная аккредитация образовательных программ, целью которой согласно статье 92 Федерального закона Об образовании в РФ № 273-ФЗ (далее — Закон № 273-ФЗ) является «подтверждение соответствия качества образования в организации установленным аккредитационным показателям» (п. 3 ст. 92 Закона № 273-ФЗ);

• государственный контроль (надзор) в сфере образования (ст. 93 Закона № 273-ФЗ, далее — ГКН);

• перечень мониторингов системы образования, не так давно дополненный в ст. 97 Закона № 273-ФЗ новой процедурой — аккредитационным мониторингом (с 1 марта 2022 г. — от 11.06.2021 г. № 179-ФЗ).

Учитывая роль аккредитационного мониторинга в оценке состояния системы образования, тем не менее, мало говорится об ответственности организаций за невыполнение пороговых значений показателей аккредитационного мониторинга. В статье предпринята попытка рассмотреть аккредитационный мониторинг как инструмент управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в свете недавних нововведений в нормативные акты.

Почему эти виды процедур, несмотря на их различные правовые сущности (услуги и функции органов исполнительной власти), следует тем не менее рассматривать вместе? Дело в том, что в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ эти виды, хотя имели ранее некоторую взаимосвязь, получали новую логику взаимодействия при выстраивании единой логики оценки качества образования.

Для Цитирования:
А.В. Дружинин, Ответственность образовательных организаций высшего образования по результатам аккредитационного мониторинга. Юрист ВУЗа. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: