2016 год был богат на события, которые тут же находили отклик на мировых биржах и отражались на мировой экономической ситуации: Brexit, Трамп, Сирия… Перенасыщение рынка труда. Снижение потребительских издержек и стоимости доставки товаров. Рост онлайн-покупок независимо от времени суток. И на фоне этого все меньше розничных мегаслияний и сделок.
В прошлом году мы прощались с одними марками, уходившими с российского рынка и закрывавшими свои магазины, в том числе и на солидных локациях. На их место приходит другой бизнес, не связанный с розничной торговлей. Конечно, одни уйдут — придут другие. Но перевес пока в сторону первых.
2017 год — сильный и развивающийся год для ритейла, поскольку главы местных правительств и министерств в каждой стране начинают устанавливать свои правила игры. Сегодня традиционные ритейлеры борются с низким трафиком в торговых центрах, мобильные продажи отхватывают все бóльшую долю у традиционного ритейла, а потребители при этом получают дополнительные финансовые преимущества и покупательную способность. Ритейлеры пытаются поддерживать традиционную долю каналов продаж, используя новые службы доставки в тот же день, и уменьшать каналы продаж, что называется, на местах.
Изменения в сфере торговли сегодня стремительны, поэтому неудивительно, что уже сейчас нам под силу оценить наиболее значимые тенденции года.
Прежде чем обратить внимание на то, что я начинаю писать о годовых ритейл-трендах с Amazon, подумайте вот о чем. В 2015 году на долю Amazon пришлось примерно 60% роста онлайн-продаж в США, а продажи в 2015 году превысили на $23 млрд показатель 2014 года. И подумайте, что агентство Forrester прогнозирует, что к 2020 году продажи электронной коммерции вырастут до более чем $530 млрд, причем более 206 млн покупателей будут тратить деньги онлайн.
Попробуем проанализировать эти цифры. Приведу пример из жизни. Один мой американский коллега составил список вещей, которые планировал посмотреть и купить в Target, Home Depot и Publix (три разных американских ритейлера со своей спецификой). Как пользователь Amazon Prime, он знал, что стало доступно приложение Amazon Prime Now. Он вошел в приложение и разместил свой заказ. Примерно через 90 минут он уже получил сообщение о доставке заказа.