Земля занимает важное место в составе основных средств по своему уникальному и природному происхождению, при этом особую значимость и необходимость земельные ресурсы имеют в сельскохозяйственном производстве, так как в сельском хозяйстве земля выступает и предметом и средством труда. От качественного состояния этих земель зависит эффективность не только отрасли растениеводства, но и других отраслей сельского хозяйства и экономика сельскохозяйственной организаций. Вопросы оценки объектов бухгалтерского учета рассмотрены в статье Гомбоевой А.Н. [6], организация учета земель представлена в трудах Хоружий Л.И. [7], Хоружий Л.И., Алборова Р.А., Концевой С.М. [8].
Цель исследования: вопрос оценки земель сельскохозяйственного назначения, отражение в учете сельскохозяйственных земель.
Задачи исследования: определение специфических особенностей земель; обобщение факторов, влияющих на оценку земель; обоснование факта применения кадастровой оценки земель.
Объектом исследования являются земли сельскохозяйственного назначения. В процессе исследования применены общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, систематизация и обобщение полученных результатов.
К категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые имеют тот значимый и ценный для сельскохозяйственного производства плодородный слой — почву. Опираясь на законодательную базу, регламентирующую вопросы земли и земельных отношений в Российской Федерации, к землям сельскохозяйственного назначения можно отнести те земли, которые расположены за границами населенных пунктов и предоставлены для нужд сельскохозяйственного производства, а также предназначены для этих целей.
Так, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:
− сельскохозяйственные угодья;
− земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;
− земли, занятые мелиоративными защитными лесными насаждениями;
− земли, занятые водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры);