В настоящее время в субъектах Российской Федерации идет работа по реализации Региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов (МКД). Данные программы разработаны в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД за счет собственников жилых помещений, определения размера предоставления государственной и муниципальной поддержки на проведения капремонта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Следует отметить, что формирование программ проходило в условиях отсутствия нормативной базы, позволяющей осуществить планирование затрат на ремонт общего имущества МКД на весь период их реализации. Ведь для того, чтобы определить объемы взимаемых платежей с собственников жилья на капитальный ремонт, необходимо знать общий объем требуемых финансовых ресурсов для осуществления ремонта в определенный период времени. Методические рекомендации по определению размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе являющихся объектами культурного наследия, объявленные Приказом Минстроя России от 07.09.2017 позволяют решить этот вопрос лишь отчасти, притом в краткосрочной перспективе.
Однако при формировании региональных программ необходимо знать объем финансовых ресурсов, требуемых для их реализации, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. И если в области элементных сметных норм вопрос ценообразования ремонтных работ в принципе решен и с определением текущих затрат на капитальный ремонт конкретного жилого дома проблем не возникает, то актуальной утвержденной базы укрупненных сметных нормативов, позволяющих оперативно определять предварительную стоимость капремонта общего имущества МКД или стоимость реализации среднесрочных и долгосрочных программ по капремонту не существует.
Существующие нормативы и методы планирования стоимости капитального ремонта (например, на основании данных об износе основных фондов, публикуемых Росстатом или амортизационных отчислений основных фондов), морально устарели и их применение, как правило, ведет к значительному искажению прогнозной стоимости ремонтных работ.