Проблемные вопросы охраны окружающей среды от загрязнения вредными веществами (ВВ) автомобильного транспорта и промышленности являются сегодня приоритетными задачами для правительства, научных организаций и предприятий страны.
Прогноз НАМИ по определению ожидаемого глобального снижения выбросов парниковых газов — СО2 мировым парком автотранспорта в 2030 и 2050 гг., на основании проведенных исследований, показал, что при намеченном переходе на альтернативные топлива и на выпуск более «экологичных» автомобилей, выбросы СО2 в 2050 г., несмотря на увеличение мирового парка автомобилей до 2,5 млрд ед. — будут снижены до уровня 2005 г. [1]. Данный прогноз позволяет говорить об актуальности использования сжиженного нефтяного газа (СНГ) [2, 6, 7] и сжатого природного газа (КПГ) [4, 5, 8, 10–12] в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта.
Содержание ВВ в отработавших газах (ОГ) зависит от различных факторов условий эксплуатации, среди которых одну из важных ролей играет температура окружающего воздуха.
В течение 4–8 месяцев в году на 80 % территории Российской Федерации (центральные и северные части России, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток) большое количество грузовых и легковых автомобилей эксплуатируются на различных видах топлива в условиях отрицательных температур окружающего воздуха [3, 9]. Но влияние низких температур окружающего воздуха на изменение токсичности отработавших газов газобаллонных автомобилей изучено недостаточно. Поэтому необходимость проведения соответствующих исследований является актуальной научной задачей.
Цель исследования состоит в повышении эффективности эксплуатации газобаллонных автомобилей на основе выявления и использования закономерностей влияния низкотемпературных условий эксплуатации на токсичность ОГ.
Объектом исследования служит процесс изменения содержания оксидов углерода, углеводородов, оксидов азота в ОГ газобаллонных автомобилей при отрицательных температурах окружающего воздуха, а предметом исследования — этот процесс для автомобиля ГАЗ-3302 с двигателем ЗМЗ-4063.10.