Статья поступила 3 марта 2016 г.
The article was received on March 3, 2016.
Основным показателем, характеризующим масштабы реализации фискальной функции налогов, является налоговая нагрузка (налоговое бремя), которая определяется отношением общей суммы налогов и сборов к ВВП. То есть по сути можно представить налоговую систему в виде всех обязательных платежей, которые аккумулируются на различных направлениях, имеющих целевую направленность с дальнейшей трансформацией в зависимости от целей и задач с возможным перераспределением.
Расчет налоговой нагрузки начиная с 2006 г. по основным видам экономической деятельности приведен в приложении № 3 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Данная методика не учитывает неналоговые платежи, более того, они вообще нигде не учитываются. В свое время введение в действие НК РФ позволило упорядочить действующую налоговую систему и в десятки раз уменьшить количество действующих тогда налогов и сборов. Сегодня одной из самых критичных ошибок является возникновение различных сборов и платежей, регламентированных различными нормативными актами (экологический сбор, утилизационные сборы и т.д.).
Неналоговые платежи – это возмездные и безвозмездные платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, осуществляемые организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу третьих лиц, в том числе государственных органов власти, и устанавливаемые различными государственными нормативными актами различных уровней власти, неисполнение которых карается действующим законодательством и ставит под угрозу существование бизнеса или делает невозможным его нормальное функционирование.
В этой связи необходимо провести анализ состава, структуры неналоговых платежей, составить их реестр, провести уточненное исследование оценки их влияния на финансовые показатели организации с целью выявления избыточных платежей и в конечном итоге уточнить методику расчета налоговой нагрузки.