Железобетонные опоры воздушных линий электропередачи (ВЛ) являются важным элементом инфраструктуры электроэнергетики, обеспечивающим передачу электроэнергии на значительные расстояния. Надежность и безопасность функционирования ВЛ напрямую зависят от устойчивости опор, которая подвержена воздействию различных факторов, включая природные условия, механические нагрузки и дефекты, возникающие в процессе эксплуатации. [1, с. 14]
Оценка устойчивости железобетонных опор ВЛ напряжением 35–220 кВ является актуальной задачей, требующей комплексного подхода. Необходимо учитывать как статические, так и динамические нагрузки, а также влияние факторов, ухудшающих прочностные характеристики материалов опор.
Основными факторами, влияющими на устойчивость железобетонных опор ВЛ, являются ветровые и гололедные нагрузки. Ветер создает значительные горизонтальные нагрузки на опоры и провода, что может привести к их наклону или даже падению. Гололедные отложения увеличивают вес проводов и создают дополнительные нагрузки на опоры. Важно отметить, что ветровые и гололедные нагрузки могут сочетаться, что значительно увеличивает риск повреждения опор. [2, с. 122]
На устойчивость опор также оказывают влияние характеристики грунтов основания. Недостаточная несущая способность грунтов может привести к осадке опор и их наклону. Кроме того, на устойчивость опор могут влиять дефекты и повреждения, возникающие в процессе эксплуатации. К ним относятся трещины в бетоне, коррозия арматуры, сколы и выветривание бетона.
Оценка устойчивости железобетонных опор ВЛ должна основываться на расчете несущей способности опор и анализе напряженно- деформированного состояния. При этом необходимо учитывать влияние всех факторов, перечисленных выше. В частности, необходимо учитывать влияние коррозионных процессов на состояние арматуры и бетона. Коррозия арматуры приводит к уменьшению ее сечения и снижению прочности. Коррозия бетона приводит к его разрушению и снижению защитных свойств по отношению к арматуре.