Профессиональная деятельность работников железнодорожного транспорта может осуществляться в условиях воздействия сочетания неблагоприятных производственно-профессиональных факторов.
Работники железнодорожного транспорта осуществляют профессиональную деятельность в условиях, связанных с движением подвижных составов и требующих повышенной внимательности, организованности и четкости выполняемых квалифицированных действий [1–3]. Условия труда работников локомотивных бригад (РЛБ) и работников вагонного хозяйства (РВХ) железнодорожного транспорта характеризуются наряду с высокой тяжестью профессиональной деятельности, наличием специфических монотонных раздражителей, а также постоянной бдительностью к возможным экстремальным воздействиям. Вышеперечисленные профессионально значимые факторы условий труда обуславливают значительный риск для здоровья работников железнодорожного транспорта [4–8].
Цель исследования заключалась в современной оценке условий труда РЛБ и РВХ, а также разработке рекомендаций по обеспечению их безопасности.
Проведена гигиеническая оценка условий труда на рабочих местах машинистов локомотивов и осмотрщиков-ремонтников вагонов в 2015–2019 гг. Проанализированы условия труда 822 работников (средний возраст 48,2±1,6 года) и 93 юношей-курсантов железнодорожного техникума (средний возраст 18,3±0,9 года), осваивающих профессиональную производственную практику помощника машиниста тепловоза.
Оценка влияния факторов производственной среды на условия трудового процесса проводилась в соответствии с Р 2.2.2006–05. Санитарно-гигиеническая оценка показателей физических факторов на рабочих местах проводилась согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2. Параметры микроклимата измерялись на приборе «Метеоскоп», а уровни звукового давления и производственной вибрации на приборе «Октава-110А-Эко» в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2021 № 9. Освещенность на рабочих местах оценивалась с помощью люксметра-пульсметра «ТКАПКМ», согласно Приказу Минтранса России от 15.12.2016 № 380. Оценка химического загрязнения воздуха анализировалась в испытательной лаборатории, аккредитованной в системе Роспотребнадзора с помощью газоанализатора «ГАНК-4».