По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6: 378.12: 378.661

Оценка условий и характера труда сотрудников медицинского образовательного учреждения высшего образования

Сетко Андрей Геннадьевич д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, Оренбург, E-mail: k_GDiP@orgma.ru
Тришина Светлана Павловна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, Оренбург, E-mail: kilana@inbox.ru

В статье приведены результаты изучения условий и характера труда сотрудников клинических кафедр медицинского вуза по отдельным факторам производственной среды и трудового процесса, а также мероприятия по оздоровлению условий труда на рабочих местах. Мероприятия направлены на снижение до нормативных значений уровней вредных производственных факторов, таких как химические вещества, недостаточная освещенность и превышение пульсации, а также снижение напряженности труда и рационализацию режимов труда и отдыха.

Литература:

1. БакеМ.Ч., ЛусеИ.Ю., СпруджаД.Р. и д. Факторы риска здоровья медицинских работников//Медицина труда и промышленная экология.— 2002.— № 3.— С. 28–33.

2. ИзмеровН.Ф., ТихоноваГ.И.Актуальные проблемы здоровья населения трудоспособного возраста в Российской Федерации//Вестник Российской академии медицинских наук.— 2010.— № 9.— С. 3–9.

3. РыжовА.Я.Понятие «здоровье» и «профессиональное здоровье» применительно к категории преподавателей вуза: аналитический обзор//Вестник ТвГУ. Серия «Биология и экология».— 2009.— № 14.— С. 38–48.

Проблема сохранения и укрепления здоровья преподавателей высших учебных медицинских учреждений объединяет интересы системы образования, здравоохранения и государства в целом. В Конституции Российской Федерации (ст. 37) подчеркивается особая значимость мер, направленных на улучшение условий труда, укрепление здоровья трудоспособного населения и профилактику заболеваний у работающего населения, но создание безопасного рабочего места возможно только на основе проведения комплексной плановой работы, неотъемлемой частью которой является специальная оценка условий труда. От грамотного и своевременного определения действующих факторов зависит не только разработка и проведение конкретных мероприятий по улучшению рабочих мест и оздоровлению работников, но и обоснование компенсаций [1, 2].

Цель исследования: выявление факторов риска для здоровья сотрудников клинических кафедр и разработка мер по сохранению и укреплению здоровья преподавателей, проведена оценка условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса.

Проведены исследования факторов производственной среды (микроклимат, освещенность, электромагнитные поля и электростатическое поле, создаваемые видеотерминалами ПЭВМ, содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны, наличие биологического фактора), оценены тяжесть и напряженность трудового процесса, а также травмоопасность и обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Исследование проводилось сотрудниками кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда совместно c представителями организации, осуществляющей специальную оценку, с использованием оборудования, прошедшего государственную поверку, с применением общепринятых в гигиене труда методов измерений. Исследование рабочих мест проведено на рабочих местах сотрудников 27 клинических кафедр медицинской академии, занимающихся педагогической и лечебной работой. По результатам измерений составлены протоколы в соответствии с утвержденными формами. Полученные результаты измерений факторов условий труда подвергнуты гигиенической оценке на соответствие допустимым значениям. По результатам оценки дана классификация условий труда работающих на каждом обследованном рабочем месте с использованием гигиенических критериев, характеризующих степень отклонения фактических значений исследованных показателей от гигиенических норм, в соответствии с Р 2.2.2006–05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Для Цитирования:
Сетко Андрей Геннадьевич, Тришина Светлана Павловна, Оценка условий и характера труда сотрудников медицинского образовательного учреждения высшего образования. ГЛАВВРАЧ. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: