В систему городских пассажирских автомобильных перевозок (ГПАТ) Ульяновска входят перевозки, осуществляемые автобусами и маршрутными такси. Работают в городе и легковые такси. В настоящее время в городе на рынке пассажирских автомобильных перевозок сложилась достаточно устойчивая система, работа которой имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Городские пассажирские автомобильные перевозки осуществляют ОГУП ПАТП-1 и частные перевозчики. Основная доля ульяновского рынка пассажирских автомобильных перевозок сегодня приходится на маршрутное такси.
Перед каждым пассажирским автотранспортным предприятием или организацией стоит задача повышения качества обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Повышение качества перевозок предполагает реализацию целого комплекса взаимосвязанных мероприятий [1]. Информация о качестве транспортных услуг должна тщательно изучаться и анализироваться для улучшения транспортного обслуживания на основании накопленного опыта и пожеланий пассажиров.
Работа общественного транспорта должна основываться на запросах потребителя в его услугах, которого в меньшей степени интересуют затраты транспортных предприятий на обслуживание. Пассажира привлекают безопасность, минимальные сроки поездки, 100 %-ная гарантия совершения поездки, удобство поездки, возможность получения достоверной информации об условиях поездки, удобное местонахождение пунктов посадки-высадки. Только при этих условиях пассажир готов нести соответствующие затраты.
Оценить удовлетворенность пассажиров качеством перевозок в системе ГПАТ можно на основе их опроса с применением соответствующих анкет [2].
Анкетный метод позволяет получить наиболее обширную информацию для изучения не только пассажиропотоков, но и социальной структуры пассажиров, степени удовлетворения спроса населения на транспортные услуги, оценки качества транспортного обслуживания пассажиров, затратах населения на транспорт и иных вопросов.
Для осуществления взаимодействия с пассажирами нами разработана методика оценки удовлетворенности пассажиров качеством перевозок, которая предусматривает выполнение следующих этапов: