По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.12

Оценка целесообразности и существующих технических решений по повышению динамической устойчивости судовых электроэнергетических систем

Труднев С.Ю. Камчатский государственный технический университет, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, E-mail: trudnev@bk.ru

Закупить новое судно может далеко не каждый судовладелец, поэтому актуален путь глубокой модернизации (практически – реновации) всей судовой электроэнергетической системы путем замены оборудования на зарубежные аналоги. Установленная зарубежная аппаратура становится частью всей энергосистемы судна, что приводит к необходимости замены источников и преобразователей энергии. Замена источника – весьма дорогостоящее мероприятие, и для судовладельца этот путь нерационален. Показано, что целесообразной становится модернизация элементов переработки электрической энергии судна, как вариант – путем установки источника нового поколения, который позволит улучшить параметры качества электрической энергии. Для оценки результатов планируемой модернизации произведен сравнительный обзор возможностей современных источников электрической энергии высокой удельной мощности, которые позволяют компенсировать провалы напряжения и частоты судовой сети, снижающие качество работы системы электроснабжения.

Литература:

1. Алаев В.В. Системы регулирования напряжения судовых СГ и их математическое описание / В.В. Алаев // Сб. науч. тр. СВМИ им. П.С. Нахимова. – Севастополь, 2003. – № 3. – С. 102–106.

2. Алаев В.В. Физические процессы распределения реактивной мощности при параллельной работе судовых СГ с регулированием напряжения сопутствующим эффектом / В.В. Алаев, A.M. Олейников // Вестник Сев ГТУ. Сер. Механика, энергетика, экология: сб. науч. тр. – Севастополь, 2003. – № 48. – С. 128–133.

3. Анисимов Я.Ф. Судовая силовая полупроводниковая техника / Я.Ф. Анисимов. – Л.: Судостроение, 1979. – 164 с.

4. Антипов А.М. Патент RU №71011 U1 «Устройство управления дизель-генераторным агрегатом» / А.М. Антипов, В.Ю. Лемешко. – Заявлено 08.08.2007; Опубл. 20.02.2008.

5. Портнягин Н. Н. Исследование виртуальных моделей защиты генератора от обратной мощности в судовой электроэнергетической системе / Н.Н. Портнягин, Е.Г. Михайлова, С.Ю. Труднев, О.Г. Королева // Вестн. КамчатГТУ. – Петропавловск-Камчатский, 2010. – Вып. 14. – С. 5–8.

6. Балыкшов А. Ионисторы / А. Балыкшов // Электронные компоненты. – Украина. – 2005. – № 11. – С. 91–97.

7. Багодский В.С., Скундин А.М. Химические источники тока. – М.: Энергоиздат, 1981.– 360 с.

8. Портнягин Н.Н. Современные источники электрической энергии как альтернатива на пути к модернизации судовой автоматизированной электроэнергетической системы рыбодобывающих судов Камчатского края / Н.Н. Портнягин, С.Ю. Труднев // Наука, образование, инновации: пути развития: материалы III Всерос. науч.-техн. конф. (24–26 апр. 2012 г.). – Петропавловск-Камчатский, 2012. – Ч. 1. – С. 140–145.

9. Кромптон Т. Первичные источники тока: Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – 328 с.

10. Беляков А.И. Электрохимические суперконденсаторы: текущее состояние и развитие / А.И. Беляков // Электрохимическая энергетика. – 2006. – № 3. – С. 146–149.

11. Burke A. Comparisons of Ultracapacitors and Advanced Batteries for Pulse Power in Vehicle Applications: Performance, Life, and Cost [text] / А.Burke, M.Miller // 19th Electric Vehicle Symposium. – Busan, 2002.

12. ABS – American bureau of shipping [Электронный ресурс] / Американское бюро судоходства (АБС). – Режим доступа: http://ww2.eagle.org, свободный (дата обращения: 05.05.2015).

Естественное старение и усиленная эксплуатация морского флота обуславливают необходимость решения ряда важных проблем для всех субъектов мореплавания – морского транспорта, рыбодобывающей отрасли, деятельности портов и его технического флота, судостроения, судоремонта и других.

Из Регистровой книги Российского регистра судоходства [1] получены сведения о 544 морских рыболовецких судов с портами приписки: Корсаково, Магадан, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Невельск, Советская гавань и Холмск (рис. 1).

Нормативный срок эксплуатации морских судов – 22 года [1]. Можно оценить возрастной состав: средний возраст морского судна рыболовецкого флота Тихоокеанского бассейна – 26 лет. Понятно, что вероятность отказа любого оборудования для таких судов очень высока – вследствие превышения нормативного срока эксплуатации.

Принимая во внимание всю сложность существующей проблемы, предпринимательство рыбного хозяйства нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов управления, так и объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат, общественных организаций). Для этого необходима единая скоординированная политика и система программных мероприятий.

Из-за резкого снижения экономической эффективности эксплуатации морских судов по мере их старения, для судоходных компаний важное значение приобретает решение задач повышения всех эксплуатационных качеств судна.

Исходя из вышесказанного очевидно, что одной из основных задач сегодня является повышение устойчивости экономического развития предпринимательства рыбного хозяйства, которое можно обеспечить внедрением новой техники и технологии на рыбодобывающие суда.

Именно в этом и заключена основополагающая роль отечественной науки.

Любая модернизация судового энергетического комплекса предполагает внедрение энергосберегающих технологий, что чрезвычайно актуально для рыболовецкой и рыбообрабатывающей отрасли, характеризующейся высоким уровнем энергопотребления. Модернизация целесообразна не только из-за появления возможностей сокращения затрат на энергоресурсы, но и для повышения безопасности и экологичности мореплавания, что, в свою очередь, влечет уменьшение расходов судовладельцев.

Для Цитирования:
Труднев С.Ю., Оценка целесообразности и существующих технических решений по повышению динамической устойчивости судовых электроэнергетических систем. Главный энергетик. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: