Естественное старение и усиленная эксплуатация морского флота обуславливают необходимость решения ряда важных проблем для всех субъектов мореплавания – морского транспорта, рыбодобывающей отрасли, деятельности портов и его технического флота, судостроения, судоремонта и других.
Из Регистровой книги Российского регистра судоходства [1] получены сведения о 544 морских рыболовецких судов с портами приписки: Корсаково, Магадан, Охотск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Находка, Невельск, Советская гавань и Холмск (рис. 1).
Нормативный срок эксплуатации морских судов – 22 года [1]. Можно оценить возрастной состав: средний возраст морского судна рыболовецкого флота Тихоокеанского бассейна – 26 лет. Понятно, что вероятность отказа любого оборудования для таких судов очень высока – вследствие превышения нормативного срока эксплуатации.
Принимая во внимание всю сложность существующей проблемы, предпринимательство рыбного хозяйства нуждается в особом внимании и серьезной поддержке как со стороны государственных органов управления, так и объединений предпринимателей (союзов, ассоциаций, агентств, торгово-промышленных палат, общественных организаций). Для этого необходима единая скоординированная политика и система программных мероприятий.
Из-за резкого снижения экономической эффективности эксплуатации морских судов по мере их старения, для судоходных компаний важное значение приобретает решение задач повышения всех эксплуатационных качеств судна.
Исходя из вышесказанного очевидно, что одной из основных задач сегодня является повышение устойчивости экономического развития предпринимательства рыбного хозяйства, которое можно обеспечить внедрением новой техники и технологии на рыбодобывающие суда.
Именно в этом и заключена основополагающая роль отечественной науки.
Любая модернизация судового энергетического комплекса предполагает внедрение энергосберегающих технологий, что чрезвычайно актуально для рыболовецкой и рыбообрабатывающей отрасли, характеризующейся высоким уровнем энергопотребления. Модернизация целесообразна не только из-за появления возможностей сокращения затрат на энергоресурсы, но и для повышения безопасности и экологичности мореплавания, что, в свою очередь, влечет уменьшение расходов судовладельцев.