ЗАО «ИСМА» осуществляет перевозку груза автомобильным и железнодорожным видом транспорта. У предприятия существует собственная железнодорожная ветка, с помощью которой предприятие транспортирует грузы в Республику Казахстан и Узбекистан. По другим направлениям используется автомобильный транспорт. Предприятие ЗАО «ИСМА» сотрудничает с предприятием — перевозчиком «ЖелДорЭкспедиция», с помощью которого происходит перевозка груза покупателю.
Для оценки эффективности транспортных операций предприятия предлагаем использовать следующий алгоритм. Сначала проведем анализ договоров поставки груза за определенный период. Собираем необходимую информацию из договоров на поставку груза. Данные для анализа оформляем в виде табл. 1.
Провели анализ массива договоров, заключенных ЗАО «ИСМА» за три года. За данный период было заключено 20 договоров.
В ходе проведенного анализа использования базиса поставки можно сделать вывод о том, что предприятие ЗАО «ИСМА» заключает договоры доставки груза с использованием базисов поставки EXW, FCA и DAF [1].
В 2018 г. преобладает базисное условие поставки EXW, это означает что за анализируемый период на предприятие ЗАО «ИСМА» минимально возлагались обязанности по доставке груза покупателю. В 2019 г. преобладает базис поставки FCA, это говорит о том, что в этот анализируемом периоде на предприятие возлагаются расходы и риски за отгрузку товара. В 2020 г. преобладает в равной степени базисы поставки DAF и FCA. Это означает, что на продавца продукции в этом периоде возложена полная обязанность по доставке груза, возложены все риски и расходы.
Следовательно, в 2018 г. предприятие ЗАО «ИСМА» наиболее выгодно, с точки зрения экономии собственных средств на доставку груза, использовало базис поставки. У предприятия ЗАО «ИСМА» транспортные расходы были минимальны.
В 2020 г. транспортные расходы увеличились, поскольку использованный базис поставки, был выгоден больше покупателю продукции, так как все затраты на доставку груза были возложены на продавца.