Оценка соответствия, согласно Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» [1], выполняется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог в формах строительного (производственного) контроля за выполнением дорожно-строительных работ, в том числе и за толщиной уложенных слоев асфальтобетона.
Асфальтобетон является одним из дорогостоящих и прочных материалов дорожной одежды. При этом незначительные изменения толщины асфальтобетонного слоя оказывают существенное влияние как на прочность всей дорожной одежды, так и на ее стоимость.
Контроль за устройством асфальтобетонных слоев, наряду с физико-механическими свойствами (плотность, влажность, коэффициент уплотнения и т.д.), определяется также количественными геометрическими оценками: толщиной слоя и его однородностью по толщине. Толщина уложенного слоя асфальтобетона должна соответствовать расчетной толщине по проектной документации, согласно которой она определена в соответствии с действующими нормативно-техническими документами (технические регламенты, своды правил, отраслевые дорожные методики) на основе выполненных проектировщиками расчетов. Однородность по толщине – это степень неизменчивости толщины слоя [2]. Изменение толщины конструктивных слоев дорожной одежды оценивается по коэффициенту вариации (Сv ).
По результатам исследований проф. В.А. Семенова [2], проведенных в 70–80-х годах прошлого столетия, при обследовании более 4000 км автомобильных дорог 42 организациями в 10 областях Российской Федерации было установлено, что по толщине минимальное значение коэффициента вариации асфальтобетонных слоев составляет 0,17; среднее – 0,28; максимальное – 0,65; для цементобетонных слоев соответственно: 0,02; 0,03; 0,05. Уменьшение коэффициента вариации почти на порядок при устройстве цементобетонных слоев объясняется разным уровнем развития технических средств и контроля качества на тот период времени. Так, при укладке цементобетона применялся комплект машин «Автогрейд» производства США. В то время как при укладке асфальтобетона использовали, наряду с асфальтоукладчиками, и автогрейдеры.