По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 625.8:550.835

Оценка толщины асфальтобетонных слоев георадиолокационными методами

А.М. Кулижников д-р техн. наук, ФАУ «РОСДОРНИИ»
Р.А. Еремин канд. техн. наук, ГБУ «Автомобильные дороги»

В статье представлены результаты обследования георадиолокационными методами толщины слоев из асфальтобетона на четырех автомобильных дорогах, находящихся в разных природно-климатических условиях. Приведены рекомендации по оценке соответствия уложенных слоев асфальтобетона по толщине и однородности по толщине. Раскрыты основные положения ОДМ 218.3.075-2016.

Литература:

1. Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 014/2011. Безопасность автомобильных дорог. – Утвер. решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 827. – 30 с.

2. Семенов В.А. Качество и однородность автомобильных дорог. – М.: Транспорт, 1989. – 125 с.

3. СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85. – Введ. 2013-07-01 // Техэксперт: [веб-сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://docs. cntd.ru/document/1200095529 (дата обращения: 21.04.2016).

4. ОДМ 218.3.075-2016. Рекомендации по контролю качества выполнения дорожно-строительных работ методом георадиолокации. – 70 с.

5. Методические рекомендации по применению георадаров при обследовании дорожных конструкций. – Введ. письмом Росавтодора № ОС-28/477 от 28.01.2004. – 34 с.

6. Кулижников А.М. Повышение точности определения толщины конструктивных слоев дорожной одежды по результатам георадарных обследований // Дороги и мосты. – 2014. – Вып. 31. – С. 95–112.

7. Еремин Р.А. Диэлектрическая проницаемость асфальтобетонов по результатам георадарных обследований / Р.А. Еремин, А.М. Кулижников // Дорожная держава. – 2015. – № 63. – С. 48–53.

Оценка соответствия, согласно Техническому регламенту Таможенного Союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» [1], выполняется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог в формах строительного (производственного) контроля за выполнением дорожно-строительных работ, в том числе и за толщиной уложенных слоев асфальтобетона.

Асфальтобетон является одним из дорогостоящих и прочных материалов дорожной одежды. При этом незначительные изменения толщины асфальтобетонного слоя оказывают существенное влияние как на прочность всей дорожной одежды, так и на ее стоимость.

Контроль за устройством асфальтобетонных слоев, наряду с физико-механическими свойствами (плотность, влажность, коэффициент уплотнения и т.д.), определяется также количественными геометрическими оценками: толщиной слоя и его однородностью по толщине. Толщина уложенного слоя асфальтобетона должна соответствовать расчетной толщине по проектной документации, согласно которой она определена в соответствии с действующими нормативно-техническими документами (технические регламенты, своды правил, отраслевые дорожные методики) на основе выполненных проектировщиками расчетов. Однородность по толщине – это степень неизменчивости толщины слоя [2]. Изменение толщины конструктивных слоев дорожной одежды оценивается по коэффициенту вариации (Сv ).

По результатам исследований проф. В.А. Семенова [2], проведенных в 70–80-х годах прошлого столетия, при обследовании более 4000 км автомобильных дорог 42 организациями в 10 областях Российской Федерации было установлено, что по толщине минимальное значение коэффициента вариации асфальтобетонных слоев составляет 0,17; среднее – 0,28; максимальное – 0,65; для цементобетонных слоев соответственно: 0,02; 0,03; 0,05. Уменьшение коэффициента вариации почти на порядок при устройстве цементобетонных слоев объясняется разным уровнем развития технических средств и контроля качества на тот период времени. Так, при укладке цементобетона применялся комплект машин «Автогрейд» производства США. В то время как при укладке асфальтобетона использовали, наряду с асфальтоукладчиками, и автогрейдеры.

Для Цитирования:
А.М. Кулижников, Р.А. Еремин, Оценка толщины асфальтобетонных слоев георадиолокационными методами. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала