Известно, что для повышения надежности в процессе эксплуатации энергонасыщенных тракторов проводят целый комплекс работ по оценке технического состояния с применением различных способов безразборного диагностирования и средств для его осуществления. Для повышения эффективности выпускаемой и модернизированной отечественной сельскохозяйственной техники, в свою очередь, требуется совершенствование и модернизация средств диагностирования на основе использования цифровых технологий [1, 2]. Использование средств для диагностирования позволяет оперативно выявить общее состояние узлов и агрегатов, установить их работоспособность в зависимости от результатов проведенных измерений, обосновать необходимость проведения ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ) [3]. Например, для безразборной оценки общего технического состояния узлов и систем сельскохозяйственной техники широко используются (в т. ч. Гостехнадзором) различные диагностические средства, которые по научно обоснованным значениям диагностических параметров позволяют характеризовать их техническое состояние (рис. 1).
Подавляющее большинство изготавливаемых и эксплуатируемых в сельском хозяйстве для проведения почвообрабатывающих работ энергонасыщенных тракторов — отечественного производства (К-701, Т-150К и их современных аналогов), в которых используется механическая коробка передач (КП) с гидравлическим управлением, позволяющая переключение передач оператором под нагрузкой на ходу, тем самым обеспечивая передачу от дизеля к движителям без разрыва потока мощности. При этом условием работы трактора с почвообрабатывающими орудиями является максимальная продолжительность разрыва мощности при переключении передач, которая составляет порядка 0,2–0,3 с [4]. Для выполнения данных условий в КП для каждой передачи используется система гидроподжимных муфт (ГПМ) с пакетом фрикционных дисков, а для переключения ГПМ — система гидравлического управления, в которую входят: насос, фильтры, редукционный клапан, гидроаккумулятор, механизм переключения передач (МПП) и перебросные клапаны. В процессе эксплуатации вследствие износа и влияния человеческого фактора время переходного процесса при переключении передач изменяется от оптимального, что, в свою очередь, меняет закон управления ГПМ, а это сопровождается повышением ударных нагрузок и скорости износа фрикционных дисков и приводит отказам III группы сложности узлов КП [5]. Для диагностирования параметров переходного процесса ранее разрабатывались приборы КИ-12383, КИ-19950, которые входили в систему автоматизированных средств диагностирования машинно-тракторного парка в АПК, разработанных под руководством д-ра техн. наук Михлина В. М. [6]. Однако в связи с изменившейся ситуацией и децентрализацией системы «Сельхозтехника» дальнейшая работа в этой области диагностирования была прекращена.