По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2

Оценка социально-экономической эффективности оборудования ДВС электронной системой регулирования механических потерь, обеспечивающей безопасные условия эксплуатации АТС

Рябов И. М. д-р техн. наук, проф., ВолгГТУ, г. Волгоград, E-mail: rjabov1603@mail.ru
Данилов С. В. канд. техн. наук, СКГА, г. Черкесск, E-mail: sergey-danilov1@ya.ru
Омарова З. К. МФ МАДИ, г. Махачкала, E-mail: zalmu-o@yandex.ru

Проведенная оценка социально-экономической эффективности предложенного оборудования ДВС легковых автомобилей-такси электронной системой управления механическими потерями, обеспечивающей эффективную эксплуатацию автомобиля, показала, что данное совершенствование дает высокую экономию ресурсов для России, составляющую порядка 3,5 % от объема выручки рынка такси в РФ.

Литература:

1. Омарова З. К. Повышение эффективности и качества обслуживания пассажиров на основе использования интеллектуальных транспортных систем / З. К. Омарова, Ш.М.Минатуллаев, Р. Я. Кашманов // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт / Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2016. — № 5— С. 35–39.

2. Оценка повышения экологической безопасности при использовании систем рекуперации энергии торможения на автомобильном пассажирском транспорте / С.А.Ширяев, И. М. Рябов, Ю. Г. Юсупов, З. К. Омарова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. — Воронеж: Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г. Ф. Морозова, 2016. — С. 132–136.

3. Оценка экономической эффективности применения в РФ современного способа организации таксомоторных перевозок / З. К. Омарова, И. М. Рябов, С. В. Данилов // Самоуправление. — 2019. — Т. 2. — № 2 (115). — С. 132–135.

4. Рябов И. М. Преимущества и недостатки внедрения на городском пассажирском автомобильном транспорте систем рекуперации энергии торможения / И. М. Рябов, З.К.Омарова, Ш. М. Минатуллаев, Ю. Г. Юсупов // Актуальные направления научных исследований ХХI века: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции. 14–15 ноября 2016 г. — Воронеж. — Ч. 4 (25-4). — № 5— С. 132–136.

5. Оценка экономической эффективности модернизации городских автобусов и автомобилей-такси путем установки системы рекуперации энергии торможения / И.М. Рябов, З. К. Омарова, Ю. Г. Юсупов, С. В. Данилов // Грузовик. — 2019. — № 8. — С.36–40.

6. Рябов И. М. Особенности механических потерь в ДВС и их влияние на процесс торможения автомобиля двигателем / И. М. Рябов, Ф. Р. Аль-Сумайдаи // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт / Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2019. — № 4 (29). — С. 37–43.

7. Рябов И. М. Оценка ресурсосбережения при использовании ДВС автомобиля в качестве тормоза-замедлителя при служебных торможениях / И. М. Рябов, Ф. Р. АльСумайдаи // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт / Волгоградский государственный технический университет. — Волгоград, 2019. — № 4 (21). — С.33–37.

8. Чванов В. В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 416 с.

9. Верзилин В. А. Социально-экономический ущерб от ДТП как один из аспектов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В. А. Верзилин, Ю. В.Назолина // РЕГИОН: системы, экономика, управление. — 2019. — № 4 (47). — С. 143–152.

В настоящее время ежегодное увеличение численности автомобилей в России выше, чем в передовых европейских странах (рис. 1). Однако по обеспеченности жителей легковыми автомобилями (числу автомобилей на 1000 жителей) Россия значительно отстает от передовых стран Европы (см. рис. 1 сверху).

В передовых европейских странах с 2013 г. число автомобилей практически стабилизировалось, а в России происходит непрерывный рост этого показателя.

Анализ рисунка 1 показывает, что если темп увеличения численности автомобилей в России сохранится, то она достигнет уровня автомобилизации передовых европейских стран к 2035 г. Для ускорения этого процесса необходимо совершенствование существующих автомобилей для повышения их качества.

В виде одного из перспективных путей совершенствования существующих автомобилей авторами статьи предлагается оборудование их ДВС электронной системой управления его механическими потерями при использовании двигателя в качестве тормоза. Такое совершенствование конструкции позволит улучшить некоторые эксплуатационные показатели, в частности экологическую и дорожную безопасность автомобиля.

В связи с этим оценка социально-экономической эффективности применения предлагаемого оборудования ДВС электронной системой управления его механическими потерями представляет несомненный интерес. Особенно актуально внедрение предложенной электронной системы на автомобилях с интенсивной эксплуатацией в городах, например легковых автомобилях-такси. Это не только повысит их дорожную и экологическую безопасность, но также даст существенную экономию ресурсов за счет экономии топлива, снижения числа ДТП и затрат на замену тормозных колодок и улучшит качество обслуживания пассажиров.

Авторы статьи проводили исследования в направлении повышения эффективности и качества обслуживания пассажиров на автомобильном пассажирском транспорте [1–7]. В работе [7] была рассмотрена техническая и экономическая эффективность автомобиля ДВС. Доказано, что торможение двигателем не приводит к негативным последствиям как для самого двигателя, так и для трансмиссии. Также была проведена расчетная оценка ресурсосбережения при использовании торможения легкового автомобилятакси двигателем, не оборудованным электронной системой управления его механическими потерями. Данная оценка была недостаточно точной, поскольку в ней не учитывались некоторые особенности процесса торможения автомобиля двигателем и не рассматривался социально-экономический эффект от повышения безопасности движения.

Для Цитирования:
Рябов И. М., Данилов С. В., Омарова З. К., Оценка социально-экономической эффективности оборудования ДВС электронной системой регулирования механических потерь, обеспечивающей безопасные условия эксплуатации АТС . Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: