В настоящее время ежегодное увеличение численности автомобилей в России выше, чем в передовых европейских странах (рис. 1). Однако по обеспеченности жителей легковыми автомобилями (числу автомобилей на 1000 жителей) Россия значительно отстает от передовых стран Европы (см. рис. 1 сверху).
В передовых европейских странах с 2013 г. число автомобилей практически стабилизировалось, а в России происходит непрерывный рост этого показателя.
Анализ рисунка 1 показывает, что если темп увеличения численности автомобилей в России сохранится, то она достигнет уровня автомобилизации передовых европейских стран к 2035 г. Для ускорения этого процесса необходимо совершенствование существующих автомобилей для повышения их качества.
В виде одного из перспективных путей совершенствования существующих автомобилей авторами статьи предлагается оборудование их ДВС электронной системой управления его механическими потерями при использовании двигателя в качестве тормоза. Такое совершенствование конструкции позволит улучшить некоторые эксплуатационные показатели, в частности экологическую и дорожную безопасность автомобиля.
В связи с этим оценка социально-экономической эффективности применения предлагаемого оборудования ДВС электронной системой управления его механическими потерями представляет несомненный интерес. Особенно актуально внедрение предложенной электронной системы на автомобилях с интенсивной эксплуатацией в городах, например легковых автомобилях-такси. Это не только повысит их дорожную и экологическую безопасность, но также даст существенную экономию ресурсов за счет экономии топлива, снижения числа ДТП и затрат на замену тормозных колодок и улучшит качество обслуживания пассажиров.
Авторы статьи проводили исследования в направлении повышения эффективности и качества обслуживания пассажиров на автомобильном пассажирском транспорте [1–7]. В работе [7] была рассмотрена техническая и экономическая эффективность автомобиля ДВС. Доказано, что торможение двигателем не приводит к негативным последствиям как для самого двигателя, так и для трансмиссии. Также была проведена расчетная оценка ресурсосбережения при использовании торможения легкового автомобилятакси двигателем, не оборудованным электронной системой управления его механическими потерями. Данная оценка была недостаточно точной, поскольку в ней не учитывались некоторые особенности процесса торможения автомобиля двигателем и не рассматривался социально-экономический эффект от повышения безопасности движения.