Питание является важнейшей физиологической потребностью организма, одним из постоянно действующих факторов, обеспечивающих процессы роста и развития организма, а также формирования здоровья и работоспособности человека, его устойчивость к инфекциям и другим неблагоприятным внешним факторам [1, 2]. Результаты исследований, выполненные в последние годы в различных регионах Российской Федерации, свидетельствуют о нарушениях в питании различных групп населения [3, 4]. Любые качественные отклонения в уровне веществ, поступающих с пищей, или нарушение их сбалансированности неизбежно ведут к нарушению метаболических процессов на уровне органов, тканей, клеток и субклеточных структур с последующим развитием вначале предболезни, а затем болезни [8]. Это обусловливает актуальность научных исследований, направленных на изучение факторов, формирующих индивидуальное здоровье.
Цель исследования — провести оценку характера фактического питания студентов младших и старших курсов медицинского университета для выявления отклонений от оптимального питания.
Обследовано 1056 студентов Самарского государственного медицинского университета (348 мужчин и 708 женщин в возрасте от 16 до 29 лет), из них 558 — студенты младших курсов и 498 — старших курсов. Исследование фактического питания выполнено с использованием частотного метода, в том числе с количественной оценкой потребления пищи с помощью программы «Анализ состояния питания человека». Для оценки вероятных рисков неадекватного потребления использовали приложение 1 «Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах различных групп населения РФ» (МР 2.3.1.2432-08), при этом считали, что величина риска до 15 % является низкой, 16–85 — средней, а выше 85 % — высокой.
Для оценки пищевого статуса измеряли массу тела и рост обследуемых, на основании чего рассчитывали величину индекса массы тела (ИМТ). Статистическая обработка результатов исследования проводилась методами вариационной статистики, корреляционного анализа с использованием пакета статистических программ Microsoft Excel, Statistica, SPSS 11.5.