По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.867:159.9.072 DOI:10.33920/med-08-2506-02

Оценка риска взаимосвязи интернет-зависимости и совладающего поведения в юношеском возрасте

Маврина Лиана Николаевна канд. биол. наук, старший научный сотрудник отдела комплексных проблем гигиены и экологии человека, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: Liana-1981@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-0340-1304
Бейгул Наталья Александровна канд. хим. наук, доцент, старший научный сотрудник отдела медицины труда ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека», 450106, г. Уфа, ул. Степана Кувыкина, д. 94, e-mail: omt_ufnii@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-0250-2683
Тимерьянова Лилия Николаевна канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии, ФГБОУ ВО «БГПУ имени М. Акмуллы», 450077, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а, e-mail: lilya_tyulpan@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8006-384X

Изучение связи интернет-зависимости и поведенческих проблем у молодежи является важным направлением исследовательской деятельности. Копинг-стратегии, используемые молодыми людьми, помогают преодолевать трудности в общении и реализовывать сильные стороны в учебе и социальных взаимодействиях. Непродуктивные копинг-стратегии, напротив, могут приводить к конфликтам, снижению успеваемости и потере авторитета, а также способствовать чрезмерному использованию интернет-ресурсов. Это создает иллюзии виртуальной безопасности и удовлетворения, формируя низкую самооценку и устойчивую модель интернет-зависимого поведения. Диагностика осуществлялась в групповой форме, испытуемым были предоставлены стимульные материалы, инструкция и бланки ответов. Методы исследования: тестирование, методы математической статистики и интерпретации результатов, следующих методик: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), шкала интернет-зависимости Чена, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Проведенное исследование демонстрирует существование статистически значимых взаимосвязей между уровнем интернет-зависимости и стратегиями совладающего поведения у испытуемых обоих полов. В результате проведенного исследования была разработана специальная программа, цель которой заключается в улучшении у студентов конструктивного совладающего поведения. Программа ориентирована на работу с эмоциональной сферой студентов и направлена на освоение новых методов по снижению психоэмоционального напряжения и повышению их психологической компетентности.

Литература:

1. Котова Е.В., Титова О.И. Гендерные различия психологических защит в юношеском возрасте. Мир науки. Педагогика и психология. 2022; 3:1–9.

2. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Кострома.: КГУ; 2004; 245 с.

3. Матяш Н.В., Павлова Т.А., Поздняков Г.В. Механизмы психологической защиты и ее доминирующие стратегии в общении у старшеклассников и студентов-первокурсников. Акмеология образования. Психология развития. 2023;1 (45): 49–57.

4. Васильева С.Н. Конструирование дефиниции концепта «жизнеспособность профессионала». Ярославский педагогический вестник. 2019; 2 (107): 106–113.

5. Дрена М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. Знание. Понимание. Умение. 2017; 2: 189–193.

6. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость — патология XXI века? Вопросы ментальной медицины и экологии: научно-практический журнал. 2000; 1:11–13.

7. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете. Медицинская психология в России. 2015; 4 (33): 1–10. URL: http://mprj.ru (Дата обращения: 21.08.2024).

8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита и копинг-поведение. М.: Издательство Перо; 2020; 226 с.

9. Кожевникова О.В., Ионова А.С. Образ интернет-зависимости у студенток с тенденциями отклоняющегося поведения. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015; 4 (24): 88–98.

10. Молчанова Л.Н. Влияние копинг-стратегий совладающего поведения на склонность к интернетзависимости студентов медицинского вуза. Региональный вестник. 2019; 20 (25):55–57.

11. Chen Y., Peng S.S. University students’ Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. Cyberpsychology & Behavior. 2008; 11: p.467–469.

12. Yen J., Yen C., Chen C., Tang T., Ko C. The association between adult ADHD symptoms and internet addiction among college students: the gender difference. Cyberpsychology & Behavior. 2009; 12: p.187–191.

13. Многосмыслова А.А. Взаимосвязь жизнеспособности и интернет-зависимости человека. Ярославский педагогический вестник. 2020; 3 (114): 117–124. doi 10.20323/1813-145X-2020-3-114-117-124.

14. Хасанова И.И., Котова С.С. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи. Образование и наука. 2017; 19 (4): 46–168. doi: 10.17853/1994-56392017-4-146-168.

15. Moreno M.A. Problematic Internet Use: A Longitudinal Study Evaluating Prevalence and Predictors. The journal of pediatrics. 2019; 1: р. 1–6.

16. Young K. The evolution of Internet addiction. Addictive Behaviors. 2017; 64: р.229–230.

17. Шаматова Ю.Ю. Интернет-зависимость среди молодежи. Таврический научный обозреватель. 2016; 11: 50–52.

1. Kotova E.V., Titova O.I. Gender differences in psychological defenses in adolescence. World of Science. Pedagogika i psihologija (Pedagogy and psychology). 2022; 3:1–9. (in Russian)

2. Kryukova T.L., Saporovskaya M.V., Kuftyak E.V. Family psychology: family stress and coping behavior. Kostroma: KSU; 2004. (in Russian)

3. Matyash N.V., Pavlova T.A., Pozdnyakov G.V. Mechanisms of psychological defense and its dominant strategies in communication among high school and first-year students. Acmeology of education. Psihologija razvitija (Developmental psychology). 2023;1 (45):49–57. (in Russian)

4. Vasileva S.N. Constructing a definition of the concept of «professional viability». Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin). 2019; 2 (107): 106–113. (in Russian)

5. Drena M.I. Internet addiction as an object of scientific reflection in modern psychology. Znanie. Ponimanie. Umenie (Knowledge. Understanding. Skill). 2017; 2: 189–193. (in Russian)

6. Loskutova V.A. Internet addiction is a pathology of the 21st century? Voprosy mentalnoj mediciny i ekologii: nauchno-prakticheskij zhurnal (Issues of mental medicine and ecology: a scientific and practical journal). 2000; 1:11–13. (in Russian)

7. Vojskunskij A.E. The concepts of addiction and presence in relation to online behavior. Medicinskaya psihologiya v Rossii (Medical psychology in Russia). 2015; 4 (33): 1–10. (in Russian)

8. Dolgova V.I., Kondratyeva O.A. Psychological defense and coping behavior. M.: Pero Publishing House; 2020. (in Russian)

9. Kozhevnikova O.V., Ionova A.S. The image of Internet addiction among female students with tendencies of deviant behavior. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya (Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology). 2015; 4 (24): 88–98. (in Russian)

10. Molchanova L.N. The influence of coping strategies of coping behavior on the propensity for Internet addiction of medical university students. Regionalnyj vestnik (Regional Bulletin). 2019; 20 (25):55–57. (in Russian)

11. Chen Y., Peng S.S. University students' Internet use and its relationships with academic performance, interpersonal relationships, psychosocial adjustment, and self-evaluation. Cyberpsychology & Behavior. 2008; 11: p.467–469.

12. Young K.S. Diagnosis of Internet addiction. Internet World. 2000; No. 2: 24–29. (in Russian).

13. Mnogosmyslova A.A. The relationship between human vitality and Internet addiction. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik (Yaroslavl Pedagogical Bulletin). 2020; 3 (114): 117–124. doi: 10.20323/1813-145X2020-3-114-117-124. (in Russian)

14. Hasanova I.I., Kotova S.S. The relationship of Internet addiction with coping and deviant behavior of students. Obrazovanie i nauka. 2017; 19 (4): 46–168. doi: 10.17853/1994-5639-2017-4-146-168. (in Russian)

15. Moreno M.A. Problematic Internet Use: A Longitudinal Study Evaluating Prevalence and Predictors. The journal of pediatrics. 2019; 1: р. 1–6.

16. Young K. The evolution of Internet addiction. Addictive Behaviors. 2017; 64: р.229–230.

17. Shamatova Yu.Yu. Internet addiction among young people. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel' (Taurida Scientific Observer). 2016; 11: 50–52. (in Russian)

Начало ХХІ века для человечества является периодом стремительного скачка информационных технологий и знаменует собой информационную революцию. Для современного общества характерна система объединенных компьютерных сетей интернет. На данном этапе идет процесс интенсивной информатизации общества, которая затронет все сферы: науку, экономику, социальную сферу. Неконтролируемое использование интернета, а в последствие — интернет-зависимость, становятся актуальной задачей для науки в целом. Если обратиться к статистике данных Google Scholar, можно увидеть большое количество научных работ на многих языках, посвящённые интернет-зависимости, что свидетельствует о значимости и важности изучения данной проблемы в современном мире [1–3].

Многие ученые занимаются исследованием данной проблемы, однако четкое понятие «интернет-зависимость» и его основные характеристики так и не определены: одни называют его Internet dependency (К. Андерсон), другие — Internet addiction (О. Эггер, С. Томпсон, К. Янг) или pathological Internet use (Дж. Морахан-Мартин, П. Шумахер) [4–6].

Р. Дэвис определил интернет-зависимость как пристрастие непосредственно к интернету и к каким-то конкретным его функциям; К. Янг писал, что это патологическое увлечение интернетом, нарушение контроля влечения нехимического генеза; А. Холл, Д. Парсонс — «доброкачественное расстройство», направленное на компенсацию недостатков поведения в реальной жизни; М. Орзак — серьезное расстройство, имеющее не только психологические, но и физиологические последствия.

В 1990-х годах в России был запущен первый интернет, который назвали «Рунет». Его первыми пользователями были молодые люди. В результате отсутствия надлежащих профилактических мер, в скором времени появилась интернет-зависимость. Однако до сих пор среди научно среды нет единого мнения по поводу феномена интернет-зависимости, и существует множество мнений по этому вопросу: от полного отрицания специфичности интернет-зависимости до максимального преувеличения, вплоть до катастрофизации ее последствий [7–9].

Для Цитирования:
Маврина Лиана Николаевна, Бейгул Наталья Александровна, Тимерьянова Лилия Николаевна, Оценка риска взаимосвязи интернет-зависимости и совладающего поведения в юношеском возрасте. Санитарный врач. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: