По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.3:351.77

Оценка результативности и эффективности государственных и муниципальных целевых программ

Карлина А. А. Самарская академия государственного и муниципального управления, г. Самара
Наливайко И. В. Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Целью данной статьи является систематизация методологических подходов и анализ практики построения системы показателей результативности на примере программ Самарской области в сфере здоровьесбережения населения.

Литература:

1. Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Оценка в социальном проектировании: методическое пособие / под общ. ред. А.С. Автономова. – М.: Национальная Ассоциация благотворительных организаций, 2010. – 150 с.

2. Баталова Т. Н., Кодейх Н. В. Теоретико‐методологические подходы к моделированию оценки успеха проектов // Вестник Пермского университета. – 2013. – № 2 (17). – С. 24–29.

3. Гафарова Л.А. Возможности и перспективы использования технологии социального проектирования в системе современного муниципального управления // Вестник Башкирского университета. – 2009. – Т. 14. – № 4. – С. 1553–1556.

4. Карлина А.А. Реализация инициатив населения как особый вид услуг муниципальных органов власти // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 32. – С. 164–167.

5. Колякова И.В. Культура и власть: векторы трансформации культурной политики современной России // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. – Самара, 2014. – С. 336–340.

6. Прихожан И.А. Управление социальным проектом: практикум для некоммерческих организаций / Волгогр. ин‐т гражданского общества, Центр гражданского образования. – Волгоград: Принт, 2009. – 232 с.

7. Семенычев В.К., Коробецкая А.А., Кожухова В.Н. Предложения экономического инструментария моделирования и прогнозирования эволюционных процессов. – Самара: САГМУ, 2015. – 384 с.

8. Устина Н.А. Управленческие технологии организации взаимодействия заинтересованных сторон в процессе реализации муниципальных целевых программ // Материалы конференции: сб. статей / под ред. д-ра тех. наук, д-ра экон. наук проф. В.К. Семенычева. – Самара: САГМУ, 2012. – Т. 2. – С. 28–34.

9. Устина Н.А. Организация муниципальной жизни. – Самара: Самарский муниципальный институт управления, 2009. – 132 с.

10. Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе / пер. с англ. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2005. – С. 61–63.

Одной из актуальных проблем управления государственными и муниципальными программами является адекватность системы оценки результатов, получаемых по итогам реализации проекта. Эта задача особенно важна, как с точки зрения методологии программно‐целевого подхода, нацеленного на результативность, так и в контексте оценки эффективности расходования государственных бюджетных средств на реализацию мероприятий проекта. С учетом того, что в современной практике деятельности государственных и муниципальных органов власти программно‐целевой подход является одной из ведущих управленческих технологий, проблема оценки результативности целевых программ выходит на уровень оценки эффективности всей системы публичного управления.

Методологические аспекты проблемы предполагают раскрытие общих подходов к построению системы показателей, раскрытие понятий и обзор существующих методик оценки.

Следует отметить, что в настоящее время практика разработки и реализации программ ориентируется в большей степени на финансовый результат, а именно – на освоение бюджета проекта в соответствии со статьями расходов. Собственно оценка результата проекта, особенно отдаленных результатов (успеха проекта), связанных с качественными изменениями среды, не является общепринятой практикой. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в бюджетах всех федеральных и множества региональных программ расходы по оцениванию проектов и качества их реализации не включены в качестве обязательной статьи расходов. Эта проблема актуальна для всех сфер государственного и муниципального управления, где реализуется программно‐целевой подход.

Основной причиной сложившегося на данный момент положения является отсутствие четко определенного содержания термина «успех проекта». Кроме того, определенные сложности создает отсутствие в программах самой процедуры анализа и оценки успеха проекта как завершающего этапа процесса его реализации. В основном успех проекта и его оценка рассматриваются применительно к высокотехнологичным отраслям (сфера IT‐ и R&D‐ проекты) либо к отдельным элементам проекта (продукт, процессы, команда проекта, управление проектом). Реже успех проекта рассматривается с точки зрения внешнего окружения (заинтересованные стороны проекта, долговременные экологические или социальные последствия и т.п.). Обычно акцент делается на количественных характеристиках, тогда как качественные показатели остаются за рамками оценки, поскольку процесс сбора и обработки данных для оценки на основе качественных показателей достаточно сложен.

Для Цитирования:
Карлина А. А., Наливайко И. В., Оценка результативности и эффективности государственных и муниципальных целевых программ. Кадровик бюджетной организации. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: