По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оценка ресурса и эффективности замены применяемой на автомобиле модели шины

Фасхиев Х.А. профессор кафедры экономики, менеджмента и маркетинга, ФБГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры прикладной гидромеханики, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», д-р техн. наук, faskhiev@mail.ru
Баязитов Р.Б. доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет»

В статье приведены формулы расчета ресурса шин, которые учитывают условия эксплуатации автомобиля. Достоверность предложенных формул подтверждается результатами полигонных испытаний. Формулы позволяют оперативно оценить эффективность замены шины на другую модель.

Литература:

1. Фасхиев Х.А., Костин И.М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. — Набережные Челны: Изд-во Камского политехнического института, 2001. — 349 с.

2. Фасхиев Х.А., Нуретдинов Д.И., Гарифов А.Г. Оценка экономической эффективности и выбор подвижного состава. — Набережные Челны: Изд-во КамПИ, 2006. — 306 с.

В настоящее время торговая сеть запчастей и комплектующих автомобилям изобилует разными моделями шин одной размерности производителей со всего мира. Перед владельцами автомобилей при замене изношенных шин возникает проблема выбора наиболее эффективных, конкурентоспособных шин. Шины являются одним из важнейших составных элементов автомобильного шасси, стоимость которых достигает 5% его цены. Ресурс шин, критерием работоспособности которых является износ протектора, может быть определен по формуле Фасхиева Х.А. [1], км:

где h — высота протектора новой шины, мм;

hg —допустимая минимальная высота протектора шины, мм;

u — удельный износ шины, мм/1000 км;

Vн — базовая скорость движения, км/ч, Vн = 50 км/ч;

θ — коэффициент учета условий эксплуатации шины.

Однако эта формула не учитывает снижения износа шин в зимний период. Считается, что автомобиль весь срок службы эксплуатируется только на одном типе дорог. Хотя известно, что большинство автомобилей эксплуатируются круглогодично в различных дорожно-климатических условиях. Эти недостатки устранены в предлагаемой усовершенствованной формуле расчета ресурса шин, км:

где Длет — число дней работы в летний период, дни;

Дзим — число дней работы в зимний период, дни;

Дк — число календарных дней работы в году, дни;

χзим — коэффициент учета снижения износа шин в зимний период, χзим = 0,75;

θi — коэффициент учета условий эксплуатации шины на дороге типа i;

Ki — пробег на дороге типа i;

r — число типов дорог, на которых эксплуатируется автомобиль;

αт — коэффициент технической готовности;

lсс — среднесуточный пробег, км.

Значения коэффициента учета условий эксплуатации θ для разных условий рекомендуется принимать по табл. 1.

Для подтверждения достоверности предложенной формулы расчета ресурса шин определено отклонение расчетных значений ресурса от экспериментальных. В период с марта по ноябрь были проведены эксплуатационные испытания двух автомобилей КАМАЗ-5320 на дорогах автополигона НИЦИАМТ. Пробег автомобилей распределялся следующим образом [2], км:

Для Цитирования:
Фасхиев Х.А., Баязитов Р.Б., Оценка ресурса и эффективности замены применяемой на автомобиле модели шины. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: