Развитие сети российских железных дорог и рост пассажирских перевозок поставили задачу повышения эффективности работы вагонного комплекса, что возможно на основе современных технологий производства вагонов, их технического обслуживания и ремонта. Вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия относятся к отрасли транспортного машиностроения, для многих производств которой характерно комплексное воздействие неблагоприятных профессиональных факторов. Вместе с тем внедрение новых технологий и принципов организации производства требует совершенствования методов специальной оценки условий труда, профессионального риска нарушения здоровья работающих, планирования контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности производства и охраны труда работников.
Проведенными исследованиями по комплексной гигиенической оценке условий труда, гигиенической оценке профиля и уровня профессионального риска на одном из крупнейших предприятий вагоностроения — ОАО «Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)» показано, что условия и характер труда работников ведущих цехов вагоностроительного производства (рамно-кузовной, вагонно-сборочный, литейный цех, холодно-прессовый цех) характеризуются повышенным содержанием высокотоксичных химических веществ (ксилол, толуол, ацетон, аммиак, керосин, оксид железа, оксид марганца) и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД), воздействием физических факторов (шум, вибрация, тепловое излучение), превышающих предельно допустимые уровни, тяжестью и напряженностью трудового процесса, а основные профессии вагоностроительного производства по показателю индивидуального профессионального риска (ИПР) с учетом условий труда, риска травматизма и состояния здоровья относятся к очень высокому риску (от 0,4 и выше) [1, 2].
На примере вагоностроительных предприятий показано, что снижение уровня профессионального риска возможно на основе внедрения системы «бережливое производство», одной из задач которой является поддержание на высоком уровне трудоспособности коллектива за счет обеспечения безопасности условий и характера труда, профилактики травматизма, оптимизации технологических процессов и эргономических характеристик оборудования, создание мотивации у работников к сохранению собственного здоровья [3, 4].