По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.451 DOI:10.33920/med-08-2003-01

Оценка профессионального риска здоровью работающих на предприятии по ремонту железнодорожных вагонов

Клепиков Олег Владимирович д-р биол. наук, профессор, профессор кафедры промышленной экологии, оборудования химических и нефтехимических производств, Воронежский государственный университет инженерных технологий, программист отделения статистики организационно-методического отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 21, e-mail: klepa1967@rambler.ru
Борейко Александр Николаевич канд. мед. наук, главный врач Юго-Восточного дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394036, Воронеж, ул. Кольцовская, д. 13, e-mail: boreiko1980@mail.ru
Куренкова Галина Владимировна д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры профильных гигиенических дисциплин ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет», 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, д. 2, e-mail: gigtrud2@yandex.ru

Целью исследования являлась оценка профессионального риска развития заболеваний у рабочих предприятия по ремонту железнодорожных вагонов. В качестве объекта исследования выбран Воронежский вагоноремонтный завод — филиал АО «Вагонреммаш». Методы: Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника, разработанная Клинским институтом охраны и условий труда совместно с НИИ медицины труда РАМН (2013 г.), основные профессии; когортное исследование с расчетом относительного риска заболеваемости с временной утратой трудоспособности, отношения шансов, этиологической доли факторов в формировании заболеваемости (объем групп: 250 человек опытная группа — рабочие основных специальностей, 95 человек — группа сравнения). По результатам исследований к приоритетным факторам профессионального риска нарушения здоровья отнесены: химический, шум, нагревающий микроклимат, низкий уровень освещенности. Для отдельных профессий долевой вклад приоритетных факторов в профиль риска (ПВ) достигает 40 %. Показатель индивидуального профессионального риска составляет 0,12 до 0,26 единиц. Высоким уровнем профессионального риска (0,22÷0,26) характеризуются условия труда слесарей по ремонту подвижного состава, станочников (деревообработка), литейщиков (металл), термистов, литейщиков пластмассы. В профессиональных группах со средним и высоким уровнем риска показатель относительного риска заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше 1 (RR = 1,75 и 1,39 соответственно), а этиологическая доля производственных факторов в формировании заболеваний составляет от 27,95 (подгруппа со средним профессиональным риском) до 42,88 % (подгруппа с высоким профессиональным риском), что говорит о профессиональной обусловленности заболеваний. В целом наши данные согласуются с результатами ранее проведенных аналогичных исследований на вагоностроительных и вагоноремонтных предприятиях. В целях обеспечения гигиенически безопасных условий труда и сохранения здоровья рабочих необходимо снижение уровня воздействия производственных факторов, в том числе за счет внедрения современного оборудования и усовершенствования технологических процессов.

Литература:

1. Синода В. А. Комплексная гигиеническая оценка условий труда и здоровья работающих на Тверском вагоностроительном заводе. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 6: 49–50.

2. Синода В. А. Гигиеническая оценка профиля и уровня профессионального риска у рабочих основных профессий вагоностроительного производства. Здравоохранение Российской Федерации. 2015; 2: 52–53.

3. Тулакин А. В., Синода В. А., Сухова А. В., Бакирова О. В. Гигиенический анализ эффективности системы «бережливое производство» в управлении рисками здоровью на предприятии транспортного машиностроения. Санитарный врач. 2015; 9: 9–14.

4. Синода В. А. Управление профессиональным риском здоровью при внедрении концепции «бережливого производства» в транспортном машиностроении. Медицина труда и промышленная экология. 2015; 9: 132–133.

5. Боровкова А. М., Кладова Т. В., Лазарева Ю. А. Оценка профессионального риска для работников железнодорожного транспорта. Сиббезопасность-Спассиб. 2013; 1: 26–32.

6. Онищенко Г. Г., Ракитский В. Н., Синода В. А., Трухина Г. М., Сухова А. В. Оценка заболеваемости работников предприятия вaгоностроения в периоды до и после внедрения принципов бережливого производства. Медицина труда и промышленная экология. 2015; 10: 17–20.

7. Истомин А. В., Синода В. А., Шушкова Т. С., Устюшин Б. В. Проблема профилактики нарушений здоровья рабочих вагоностроительных предприятий. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2012;. 4 (20): 51–57.

8. Аксёнов В. А., Юдаева О. С., Простомолотова В. Б., Голышева Г. В. Обоснование оптимизации условий труда при укладке теплоизоляционных материалов в конструкцию транспортных средств. Наука и техника транспорта. 2018; 1: 79–83.

9. Бубнов В. М., Кебал И. Ю., Манкевич Н. Б. Совершенствование технологии ремонта специализированных грузовых вагонов. Вiсник Дніпропетровського національного університету залізничного транспорту. 2016; 1 (61): 62–70.

10. Аксенов В. А., Юдаева О. С., Простомолотова В. Б. Современное состояние условий труда и здоровья работников вагоностроительного комплекса. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016; 3 (14): 54–56.

11. Трушкова Е. А., Забейворота В. А., Сериков Е. А., Симакова А. А. Изучение влияния факторов производственной среды на состояние здоровья работников ОАО «Вологодский вагоноремонтный завод». Технические и физико-математические науки. Сборник статей по материалам VI международной заочной научно-практической конференции. 2017; 12–19.

12. Судейкина Н. А., Куренкова Г. В. Оценка состояния здоровья и проблемы его сохранения у ремонтников вагонов в заводских условиях. Медицина труда и промышленная экология. 2017; 9: 181–184.

13. Судейкина Н. А., Куренкова Г. В., Лемешевская Е. П. Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства. Гигиена и санитария. 2016; 12 (95): 1150–1154.

1. Sinoda V. A. Comprehensive hygienic assessment of working conditions and the health of workers at the Tver Carriage Works. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2012; 6: 49–50.

2. Sinoda V. A. Hygienic assessment of the profile and level of professional risk in workers of the main professions of the railway car-building industry. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2015; 2: 52–53.

3. Tulakin A. V., Sinoda V. A., Suhova A. V., Bakirova O. V. Hygienic analysis of the efficiency of the lean manufacturing system in managing health risks at a transport engineering company. Sanitarnyj vrach. 2015; 9: 9–14.

4. Sinoda V. A. Occupational health risk management in the implementation of the concept of «lean manufacturing» in transport engineering. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2015; 9: 132–133.

5. Borovkova A. M., Kladova T. V., Lazareva Ju. A. Professional risk assessment for railway workers. Sibbezopasnost’ — Spassib. 2013; 1: 26–32.

6. Onishhenko G. G., Rakitskij V. N., Sinoda V. A., Truhina G. M., Suhova A. V. Estimation of the incidence of railway car factory workers in the periods before and after the implementation of the principles of lean manufacturing. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2015; 10: 17–20.

7. Istomin A. V., Sinoda V. A., Shushkova T. S., Ustjushin B. V. The problem of prevention of health disorders of workers of railway car-building enterprises. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik im. akademika I. P. Pavlova. 2012; 4 (20): 51–57.

8. Aksjonov V. A., Judaeva O. S., Prostomolotova V. B., Golysheva G. V. The rationale for optimizing working conditions when laying heat-insulating materials in the construction of vehicles. Nauka i tehnika transporta. 2018; 1: 79–83.

9. Bubnov V. M., Kebal I. Ju., Mankevich N. B. Improving the technology of repair of specialized freight railway cars. Visnik Dnіpropetrovs’kogo nacіonal’nogo unіversitetu zalіznichnogo transportu. 2016; 1 (61): 62–70.

10. Aksenov V. A., Judaeva O. S., Prostomolotova V. B. The current state of working conditions and health of workers of the railway carriage complex. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. 2016; 3 (14): 54–56.

11. Trushkova E. A., Zabejvorota V. A., Serikov E. A., Simakova A. A. Study of the infl uence of factors of the working environment on the health status of employees of Vologda Railway Car Repair Plant Tehnicheskie i fi zikomatematicheskie nauki. Csbornik statej po materialam VI mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017; 12–19.

12. Sudejkina N. A., Kurenkova G. V. Assessment of the state of health and problems of its preservation by railway car repairmen in the factory. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2017; 9: 181–184.

13. Sudejkina N. A., Kurenkova G. V., Lemeshevskaja E. P. The influence of harmful production factors on the incidence of railway car repair workers. Gigiena i sanitarija. 2016; 12 (95): 1150–1154.

Развитие сети российских железных дорог и рост пассажирских перевозок поставили задачу повышения эффективности работы вагонного комплекса, что возможно на основе современных технологий производства вагонов, их технического обслуживания и ремонта. Вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия относятся к отрасли транспортного машиностроения, для многих производств которой характерно комплексное воздействие неблагоприятных профессиональных факторов. Вместе с тем внедрение новых технологий и принципов организации производства требует совершенствования методов специальной оценки условий труда, профессионального риска нарушения здоровья работающих, планирования контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности производства и охраны труда работников.

Проведенными исследованиями по комплексной гигиенической оценке условий труда, гигиенической оценке профиля и уровня профессионального риска на одном из крупнейших предприятий вагоностроения — ОАО «Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)» показано, что условия и характер труда работников ведущих цехов вагоностроительного производства (рамно-кузовной, вагонно-сборочный, литейный цех, холодно-прессовый цех) характеризуются повышенным содержанием высокотоксичных химических веществ (ксилол, толуол, ацетон, аммиак, керосин, оксид железа, оксид марганца) и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД), воздействием физических факторов (шум, вибрация, тепловое излучение), превышающих предельно допустимые уровни, тяжестью и напряженностью трудового процесса, а основные профессии вагоностроительного производства по показателю индивидуального профессионального риска (ИПР) с учетом условий труда, риска травматизма и состояния здоровья относятся к очень высокому риску (от 0,4 и выше) [1, 2].

На примере вагоностроительных предприятий показано, что снижение уровня профессионального риска возможно на основе внедрения системы «бережливое производство», одной из задач которой является поддержание на высоком уровне трудоспособности коллектива за счет обеспечения безопасности условий и характера труда, профилактики травматизма, оптимизации технологических процессов и эргономических характеристик оборудования, создание мотивации у работников к сохранению собственного здоровья [3, 4].

Для Цитирования:
Клепиков Олег Владимирович, Борейко Александр Николаевич, Куренкова Галина Владимировна, Оценка профессионального риска здоровью работающих на предприятии по ремонту железнодорожных вагонов. Санитарный врач. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: