Экономические санкции, следствием которых является прекращение нормальных торгово-экономических отношений со страной, в отношении которой вводятся ограничения (страной-мишенью), стали распространенным режимом внешней дипломатии принуждения после окончания Второй мировой войны. Совет безопасности ООН с 1966 г. принял несколько резолюций, которые установили порядка 30 санкционных режимов «для поддержки сдерживания неконституционных изменений, терроризма, защиты прав человека и содействия нераспространению ядерного оружия». Эти режимы могут включать как конкретные целенаправленные меры в отношении торговли или финансов, так и всеобъемлющие экономические санкции (последние, например, вводились в 2012 г. против Ирана и в 2022 г. в отношении России). Кроме ООН, правительства стран и региональных интеграционных объединений, например Европейского союза (ЕС), используют экономические санкции в целях изменения поведения отдельных стран, угрожающие интересам стран, вводящих ограничения (стран-отправителей) или нарушающих нормы международного права. В последние десятилетия отмечается рост популярности экономических санкций по мере либерализации внешнеэкономических связей стран и глобализации мировой экономики в целом. Также рост популярности санкций объясняется их меньшими стоимостью, малоинвазивностью и рисками по сравнению с военным вмешательством.
В современных условиях санкции представляют собой «ключевой инструмент внешней политики правительств» [44], и в послевоенный период в мире наблюдаются рост действующих и новых санкций, эволюция их форм, целей, что обусловило объективное повышение научного интереса к исследованию санкций. Споры о степени достижимости экономическими санкциями своих целей до сих пор не разрешены [29], однако в литературе есть множество подтверждений о значительном влиянии санкций на страны-отправители, страны-мишени и экономические отношения между ними [6, 27, 46]). Помимо прямого влияния на торговые издержки и торговлю в целом, в последние годы изучается их вторичное (или так называемое экстерриториальное) воздействие на третьи страны, чему существует немало свидетельств как в академической литературе, так и в отчетах международных организаций [20, 28].