По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616-036.21, 371, 37.06 DOI:10.33920/MED-12-2310-06

Оценка показателей физического и психологического здоровья обучающихся в условиях пандемии COVID-19

Якубенко Оксана Витальевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, 14, e-mail: jakubenko_ov@mail.ru, ORCID 0000-0001-9035-5590
Фролова Полина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», 644099, г. Омск, набережная Тухачевского, 14, e-mail: frolpi4774@mail.ru, ORCID 0000-0002-6432-8211
Зайко Олег Александрович кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры анатомии человека, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский университет дружбы народов», медицинский институт, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, e-mail: oleg.zayko@bk.ru, ORCID 0000-0002-9324-3591
Зендер Мартин Михайлович студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Российский университет дружбы народов», медицинский институт, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, ORCID 0009-0009-1367-8551

Цифровизация образовательного процесса постепенно развивалась параллельно с внедрением цифровых средств в повседневную жизнь людей. Длительное пребывание в контакте с медиасредствами может влиять негативно на самооценку обучающихся, на осознание личностной ценности, вызывает чрезмерный стресс. Особо отмечается, что любая зависимость от применения информационных технологий увеличивает риск для здоровья детей и обучающихся подростков. Однако в условиях пандемии COVID-19 (2020-2022 годы) проблема цифровизации образования встала особенно остро: требовалось проводить занятия, тестировать знания учащихся, проверять домашнюю работу полностью в дистанционном формате. Потребность в таком срочном пересмотре системы образования вызвало стремительное развитие и внедрение в образовательные программы многих учебных учреждений новых цифровых технологий. Несмотря на то что в настоящее время не существует необходимости проведения различных мероприятий в дистанционном формате, в деятельности многих образовательных организаций по сей день присутствуют методики смешанного или полностью дистанционного обучения. Однако стоит отметить нездоровую тенденцию среди обучающихся, качественно влияющую на их здоровье: во время эпидемии существенно увеличилось количество времени, проводимого ими за гаджетами, по сравнению с нормами СанПиНа. Помимо этого, негативное влияние на здоровье оказывала вынужденная самоизоляция. Постоянное нахождение в одной и той же обстановке негативно влияло на психоэмоциональное состояние детей, что влекло за собой общую астенизацию, частным проявлением которой зачастую оказывалось развитие аффективных расстройств. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования оценки влияния обучения в дистанционном формате на физическое и психологическое состояние обучающихся. Было проведено анкетирование как обучающихся, так и их родителей. Это позволило выявить субъективную и объективную оценку влияния факторов риска. Анализируя результаты, становится очевидным негативное влияние цифровизации учебного процесса на психоэмоциональное и физическое состояние обучающихся, что приводит к потере учебной мотивации, изменению поведения, снижению работоспособности и другим негативным последствиям. Была изучена взаимосвязь между введением дистанционного обучения и развитием стрессового состояния у обучающихся.

Литература:

1. C. Halupa Risks: The Impact of Online Learning and Technology on Student Physical, Mental, Emotional, And Social Health // In International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Madrid. — 2016. — pp. 6305-6314. DOI:10.21125/iceri. 2016.0044

2. Молчанова, Е. В. О плюсах и минусах цифровизации современного образования/Е. В. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64-4. — С. 133-135.

3. Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19 // Problemy social»noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. — 2020. — № 6. — vol. 28, no. 6. — pp. 1231-1239 DOI: 10.32687/0869-866X-2020-28-6-1231-1239

4. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. no. 10227. P. 912-920. DOI: 10.1016/s0140–6736 (20) 30460-8

5. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on College Students» Mental Health in the United States: Interview Survey Study // J Med Internet Res. 2020. 22. no. 9: e21279. DOI: 10.2196/21279

6. Елшанский С. П. Когнитивная неэффективность школьного обучения в условиях цифровизации //Сибирский психологический журнал. — 2021. — №. 79. — С. 130-152.

7. Yakubenko O.V., Cherdyntseva E.V., Frolova P. I., Zayko O. A. Research on the Teachers» Commitment to Use Digital Technologies in Educational Activity // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). — Atlantis Press, 2020. — pp. 528-532. DOI: 10.2991/assehr. k. 200509.096

8. Якубенко О. В., Фролова П. И. Оценка состояния физического здоровья обучающихся в условиях дистанционного обучения при пандемии// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. –2023. –Т. 100. — № 3-2. — С. 233-234.

9. Фролова П. И., Якубенко О. В. Оценка психического благополучия в условиях дистанционного обучения// Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. –2023. –Т. 100. — № 3-2. — С. 211-212.

10. Фролова П. И., Якубенко О. В., Зайко О. А. Медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с высоким риском дезадаптации // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. –2023. –Т. 100. — № 3-2. — С. 212-213.

1. C. Halupa Risks: The Impact of Online Learning and Technology on Student Physical, Mental, Emotional, And Social Health // In International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Madrid. — 2016. — pp. 6305-6314. DOI:10.21125/iceri. 2016.0044

2. Molchanova, E.V. O pliusakh i minusakh tsifrovizatsii sovremennogo obrazovaniia [On the pros and cons of digitalization of modern education]/E.V. Molchanova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education]. — 2019. — No. 64-4. — P. 133-135. (In Russ.)

3. Mehdi A., Ryazantsev S.V., Ali Sh. The psychological impacts of quarantine on international students life satisfaction in Russia during coronavirus COVID-19 // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine]. — 2020. — № 6. — Vol. 28, No. 6. — P. 1231-1239 DOI: 10.32687/0869866X-2020-28-6-1231-1239/

4. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., et al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. Vol. 395. no. 10227. P. 912-920. DOI: 10.1016/s0140–6736 (20) 30460-8

5. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on College Students» Mental Health in the United States: Interview Survey Study // J Med Internet Res. 2020. 22. no. 9: e21279. DOI: 10.2196/21279

6. Elshanskii S. P. Kognitivnaia neeffektivnost shkolnogo obucheniia v usloviiakh tsifrovizatsii [Cognitive inefficiency of school education in the conditions of digitalization] // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal]. — 2021. — No. 79. — P. 130-152. (In Russ.)

7. Yakubenko O.V., Cherdyntseva E.V., Frolova P. I., Zayko O. A. Research on the Teachers» Commitment to Use Digital Technologies in Educational Activity // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). — Atlantis Press, 2020. — P. 528-532. DOI: 10.2991/assehr. k. 200509.096.

8. Iakubenko O.V., Frolova P. I. Otsenka sostoianiia fizicheskogo zdorovia obuchaiushchikhsia v usloviiakh distantsionnogo obucheniia pri pandemii [Assessment of the state of physical health of students in the conditions of distance learning during the pandemic] // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizicheskoi kultury [Issues of Balneology, Physiotherapy and Therapeutic Physical Exercise]. — 2023. — Vol. 100. — No. 3-2. — P. 233-234. (In Russ.)

9. Frolova P. I., Iakubenko O.V. Otsenka psikhicheskogo blagopoluchiia v usloviiakh distantsionnogo obucheniia [Assessment of mental well-being in the conditions of distance learning] // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizicheskoi kultury [Issues of Balneology, Physiotherapy and Therapeutic Physical Exercise]. — 2023. — Vol. 100. — No. 3-2. — P. 211-212. (In Russ.)

10. Frolova P. I., Iakubenko O.V., Zaiko O. A. Mediko-psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obuchaiushchikhsia s vysokim riskom dezadaptatsii [Medical, psychological and pedagogical support of students with a high risk of maladaptation] // Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizicheskoi kultury [Issues of Balneology, Physiotherapy and Therapeutic Physical Exercise]. — 2023. –Vol. 100. — No. 3-2. — P. 212-213. (In Russ.)

Актуальность рассматриваемой нами проблемы связана с тем, что применение новых информационных технологий, интегрированных в процесс обучения, должно быть безопасным для состояния здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому анализ факторов риска будет способствовать определению круга профилактических мероприятий, позволивших снизить риск возникновения нарушений здоровья или обострения хронических заболеваний.

Целью исследования является изучение воздействия факторов риска информационных технологий обучения в аспекте их влияния на состояние здоровья обучающихся в образовательном процессе. Для более полного изучения негативных факторов в процессе дистанционного обучения целесообразно в первую очередь провести метаанализ уже имеющихся научных исследований.

В период с 2020 по 2022 год нами было проведено эмпирическое исследование. Наша цель заключалась в том, чтобы понять, как новая парадигма образования оказывает воздействие на психологическое состояние учащихся. Для этого были опрошены 468 респондентов, включая как самих обучающихся, так и их родителей. Мы разработали анкеты, вопросы в которых были тщательно проработаны и согласованы.

При анализе результатов анкетирования мы ориентировались на несколько ключевых критериев:

1) уровень общей астенизации;

2) работоспособность учащихся;

3) характер эмоционального состояния;

4) влияние аффективного состояния обучающегося на внутрисемейные взаимоотношения.

Анализ результатов исследования позволил раскрыть важные аспекты влияния дистанционного обучения на психологическое здоровье обучающихся. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших обсуждений и разработки практических рекомендаций, направленных на улучшение образовательного процесса и поддержку психологического благополучия обучающихся.

В 2016 году C. Halupa было проведено исследование среди детей и подростков, которое показало, что использование информационных технологий оказывает значительное влияние на психоэмоциональное здоровье обучающихся [1]. У респондентов наблюдаются перепады настроения, депрессия, повышенный уровень возбуждения [2].

Для Цитирования:
Якубенко Оксана Витальевна, Фролова Полина Ивановна, Зайко Олег Александрович, Зендер Мартин Михайлович, Оценка показателей физического и психологического здоровья обучающихся в условиях пандемии COVID-19. Врач скорой помощи. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: