ФСБУ 5/2019 [1], вступивший в силу с 2021 года, а также ФСБУ 6/2020 [2], вводимый в действие с 2022 года, предусматривают активное применение справедливой стоимости для оценки запасов и основных средств организаций небюджетной сферы (в том числе организаций здравоохранения). Использование такой стоимости не предполагалось ПБУ 5/01 [3] и ПБУ 6/01 [4] и является принципиально новым для оценки указанных активов в российском учете вышеназванных организаций. Детально исследуем области применения и особенности формирования справедливой стоимости запасов и основных средств в отечественном учете организаций небюджетной сферы, в том числе организаций здравоохранения. Другие аспекты оценки по справедливой стоимости указанных активов мы проанализируем в следующей статье.
Цель исследования: критический анализ наиболее важных правил оценки по справедливой стоимости запасов и основных средств организаций небюджетной сферы (в том числе организаций здравоохранения).
Задачи исследования: исследование области применения вышеназванной оценки в российском учете организаций, не являющихся организациями бюджетной сферы; анализ особенностей формирования оценки по справедливой стоимости запасов и основных средств данных организаций; выявление наиболее важных проблемных вопросов в указанной области; определение путей решения данных проблемных вопросов.
При проведении исследования использовались такие методы, как анализ и синтез, метод группировки, сравнение, метод аналогий, логический подход, системный подход.
Проведенные исследования регламентаций ФСБУ 5/2019 и ФСБУ 6/2020 позволяют следующим образом систематизировать области применения справедливой стоимости запасов и основных средств в российском учете организаций небюджетной сферы, в том числе организаций здравоохранения (рис. 1).
Как видно из рис. 1, справедливая стоимость активно используется на всех этапах российского учета запасов и основных средств вышеназванных организаций. Отметим, что на рис. 1 представлены случаи, в которых ФСБУ 5/2019 и ФСБУ 6/2020 напрямую требуют применения указанной стоимости для оценки перечисленных активов. Обратим внимание на то, что, кроме данных случаев, в ФСБУ 6/2020 также содержится косвенное указание на использование справедливой стоимости для оценки основных средств. Так, 6-й федеральный стандарт требует учитывать обесценение данных активов в соответствии с МСФО (IAS) 36. Последний, в свою очередь, предусматривает в том числе применение справедливой стоимости для определения обесценения активов (в частности, основных средств).