Внешнеэкономическая деятельность в узком смысле связана с экспортом или импортом товаров и услуг при их пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза, в широком смысле — охватывает любые коммерческие отношения с зарубежными партнерами, связанные с движением денежных средств, товаров и услуг.
К основным видам ВЭД можно отнести: внешнеторговую деятельность, международное разделение труда, производственную кооперацию, международное инвестиционное сотрудничество, валютные и финансово-кредитные операции. Если раньше было достаточно сложно вести ВЭД в связи с необходимостью физического присутствия всех контрагентов, подписания документов, представления всех бумажных оригиналов документов в различные инстанции, в том числе в таможенные органы, то сегодня, в связи с развитием информационных технологий, ведение ВЭД значительно упростилось [1].
Рассмотрим более подробно основное направление ВЭД, связанное с осуществлением внешнеторговой деятельности. Первоначально у организации или индивидуального предпринимателя возникает идея о том, что на тот или иной иностранный товар имеется спрос на внутреннем рынке. В данном контексте требуется решить задачу по поиску товара и его приобретению по оптимальной цене. Предположим, такой товар есть в Китае, и его цена намного ниже цены внутреннего рынка. Далее необходимо провести тщательный анализ рынка сбыта, после чего товар нужно будет адаптировать к внутреннему рынку и к перевозке. Адаптация связана с упаковкой товара, маркировкой, соответствием товара стандартам качества. Указанные мероприятия являются весьма трудоемкими, поэтому важно их оптимизировать на начальном этапе.
Также важно на первоначальном этапе определить расходы, связанные с доставкой товара и его таможенным оформлением. На практике этот процесс называют таможенной логистикой. Таможенная логистика включает различные способы перемещения грузов, что зависит от характера груза и условий, а также скорости перемещения. Во внешней торговле используются различные виды транспорта: авиационный, железнодорожный, морской, автомобильный. Вид транспорта выбирается в зависимости от цены, скорости и времени перемещения товаров. Самый быстрый и дорогой вид транспорта — воздушный, самый дешевый, но длительный — морской [2]. Данные расходы суммируются с расходами на адаптацию товара. Кроме того, в изложенном процессе будут использоваться услуги посредников, поэтому эти расходы также подлежат учету.