По мнению руководителей, хороший управленец среднего звена — тот, кому можно поручить задание, потратив минимум времени на объяснение и постановку задачи, кто правильно планирует сроки выполнения и необходимые ресурсы, которого отличают такие качества, как дисциплинированность и ответственность, компетентность и профессионализм.
Для сотрудников хороший руководитель — тот, кто умеет формировать цели и задачи, грамотно планировать и организовывать работу без форс-мажоров и перегрузок, создавать оптимальные условия для работы персонала, выстраивать мотивацию и коммуникации, а также проводить объективный контроль.
Таким образом, по-настоящему профессионального уровня в деятельности руководителя невозможно достичь без системного и целенаправленного развития разнообразных управленческих навыков. Не являются исключением и медицинские сестры — руководители, которые управляют самой многочисленной армией специалистов — средними медицинскими работниками.
Управленческие навыки являются результатом накопления знаний, умений и опыта. Где знание — это теоретическая подготовка, определяющая, что делать и с какой целью; умение — представление о том, как делать, а навык — доведенное до автоматизма умение, совершаемое рационально, быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии [2].
Управленческие навыки — это способность находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на персонал; управленческий труд, который выражается в мобильности, управленческой изобретательности и предприимчивости [3]. Нами был проведен блиц-опрос среди медицинских работников различного уровня с целью оценки основных составляющих эффективного управления, результаты которого представлены на рисунке 1, где первые показатели каждой группы составляющих являются отрицательными.
По результатам блиц-опроса мы выяснили, что испытывают проблемы в процессе решения управленческих задач 64 % руководителей, не удается выстроить эффективное общение 58 % управленцев, не используют свой творческий потенциал также 58 % респондентов, не занимаются саморазвитием 56 % организаторов сестринского дела и не умеют использовать сферу влияния 50 % сестер-руководителей.