По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.5.024.54

Оценка компетенций и результативность труда

Руденко Г.Г. д-р экон. наук, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: Rea_personal@mail.ru

Рассматривается значение оценки результатов труда сотрудников организации и ее влияние на эффективность использования человеческих ресурсов. Предлагаются рекомендации по осуществлению оценки результатов труда.

Литература:

1. Реймаров Г., Грищук Р., Ионов В. Оценка промышленного персонала // Кадровик. — 2003. — № 5. — С. 27.

2. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал: словарь понятий и определений. — М.: Экзамен, 2000. — С. 139–140.

3. Сидорова В.Н. Управление производственным персоналом — своевременность и актуальность // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015 — № 3. — С. 42–44.

4. Долженкова Ю.В. В целях увеличения производительности // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2010. — № 2. — С. 32–36.

Достаточно часто оценку результатов труда увязывают с оценкой профессиональных компетенций1, обосновывая это тем, что последние в достаточно сильной степени детерминируют результаты труда. Особенно эффективен такой подход к оценке результатов труда специалистов и руководителей низшего и среднего звеньев управления, так как результаты их труда представлены не только экономическим, но и социальным аспектом. Однако с точки зрения оценки проблема часто возникает в связи с тем, что отбор и найм персонала осуществляются с учетом одного блока компетенций, а процедуры аттестации и ротации кадров — с учетом проявления и иных компетенций, не учитываемых на этапе подбора работников. Такое положение вещей представляется крайне нежелательным с позиций принципов системности и комплексности, во многом детерминирующих уровень объективности оценки. Хотя конкретные компетенции и их комбинации могут приобретать определенную специфику под влиянием особенностей профессиональной деятельности работника, однако достаточно большое количество компетенций имеет универсальный характер. К общекорпоративным компетенциям можно отнести: гибкость, способность к прогнозированию развития ситуаций, ориентация на достижения, организаторские навыки, внутрифирменное влияние, коммуникативные навыки и ряд других.

Несмотря на то что перечисленные выше компетенции традиционно относят в существующих системах оценки персонала к личностным и деловым характеристикам работника, автор считает такой подход несколько ограниченным. Дело в том, что человек способен развивать свои компетенции, объективно необходимые для качественного выполнения работником своих должностных обязанностей. С другой стороны, оценка компетенций должна предотвратить ухудшение результатов труда работника. Известно, что деструктивное воздействие на эффективность работы оказывает не только дефицит определенных компетенций, но и их избыточная выраженность. Например, рядовой врач или эксперт в сфере налогообложения (в отличие от руководителя клиники или финансового директора), уделяющие основное внимание влиянию на окружающих, а не решению их проблем, вряд ли преуспеют в своей работе. Точно также сотрудник отдела продаж с высоко развитыми концептуальными способностями (необходимыми коммерческому директору) лишь смутит покупателей, предоставив им слишком широкий выбор и озадачив избытком информации вместо того, чтобы сконцентрироваться на удовлетворении конкретного запроса.

Для Цитирования:
Руденко Г.Г., Оценка компетенций и результативность труда. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: