По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.862 DOI:doi.org/10.33920/nik-04-240304-23

Оценка компетенций и формирование навыка самооценки при работе с электронным учебником в классах инженерно-технического профиля

Яна Владимировна Куприна директор, МБОУ СОШ №18 г. Пензы, магистрант Пензенского казачьего института технологий (филиал), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Россия, г. 440039, г. Пенза, ул. Гагарина, д. 11а, к. 12, E-mail: russiana@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы оценки компетенций и формирование навыка самооценки при работе с электронным учебником как два аспекта личностного и в дальнейшем профессионального развития. Согласно ФГОС, учащиеся должны быть активными участниками образовательного процесса. При работе же с электронным учебником им необходимо уметь проводить рефлексию не только содержания учебного материала, но и качества своей собственной работы с учетом знаний о критериях оценки. В статье подчеркивается, что электронный учебник позволяет обеспечивать полноту дидактического цикла, поскольку дает возможность не только работать с теоретическим материалом и набором заданий, но и позволяет обеспечить контроль за усвоением учебного материала, способствует развитию умений самоконтроля у школьников

Литература:

1. Босова, Л. Л., Мамонтов, Д. И., Козленко, А. Г., Теренин, В. В. Дидактические и дизайн-эргономические требования к электронному учебнику // Образовательная политика. — 2011. — № 6. — С. 37-44

2. Зорина, Л. Я. Особенности дидактического цикла в разных типах учебных предметов // Новые исследования в педагогических науках. — 1986. — № 1. — С. 44–47

3. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» // СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/405590287/ (дата обращения: 11.10.2024)

4. Босова, Л. Л., Авдеева, С. М., Лейбович, А. Н., Тарасова, Н. В., Тарасова, К. В. [и др.] Электронные учебники: рекомендации по разработке. — М.: ФГАУ Федеральный институт развития образования, 2012. — 24 с.

1. Bosova, L. L., Mamontov, D. I., Kozlenko, A. G., Terenin, V. V. (2011). Didakticheskie i dizain-ergonomicheskie trebovaniia k elektronnomu uchebniku [Didactic and design-ergonomic requirements for an electronic textbook]. Obrazovatel’naia politika [Educational policy]. No. 6, pp. 37–44. (In Russian)

2. Zorina, L. Ya. (1986). Osobennosti didakticheskogo tsikla v raznykh tipakh uchebnykh predmetov [Features of the didactic cycle in different types of educational subjects]. Novye issledovaniia v pedagogicheskikh naukakh [New research in pedagogical sciences]. No. 1, pp. 44–47. (In Russian)

3. Garant (2024). Order No. 858 of the Ministry of Education of the Russian Federation dated 09/21/2022 On Approval of the Federal List of textbooks Approved for use in the Implementation of State-Accredited educational programs of primary General, Basic General, and Secondary General Education by organizations engaged in Educational Activities and the Establishment of a Deadline for the use of excluded textbooks — Available at: https://base.garant.ru/405590287/ (accessed: 11.10.2024). (In Russian)

4. Bosova, L. L., Avdeeva, S. M., Leibovich, A. N., Tarasova, N. V., Tarasova, K. V. et al (2012). Electronic textbooks: recommendations for development. — Moscow: Federal Institute for Educational Development, 24 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 15.09.2024

Дата принятия рукописи в печать: 09.12.2024

Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Российской Федерации В.В. Путин, место России в мире, ее суверенитет, безопасность и состоятельность зависит от возможностей страны самостоятельно обеспечивать свои потребности, в том числе и в подготовке инженерных и технических специальностей. При этом отмечается, что важным и актуальным было и остается привлечение и повышение интереса молодежи к сфере техники и современных технологий, а также создание возможных и доступных условий, в которых будет формироваться конструкторское мышление обучающихся на уровнях начального, общего и среднего образования.

На протяжении последних лет в регионах реализуются различные модели инженерно-технических школ, но все они ориентированы на развитие начал инженерного образования, повышение престижности инженерных специальностей, формирования человеческого капитала как фактора социально-экономического развития. А вслед за развитием современных технологий особую актуальность приобретает информатизация школьного образования, становятся востребованными электронные учебники и иные электронные образовательные ресурсы, программно-методические комплексы и автоматизированные системы обучения.

Современные электронные учебники и методические комплексы, в целом, продолжают сохранять сходство с традиционным бумажным учебником. Прежде всего, электронный учебник обладает определенной структурой. Однако, главное, что, как и в случае с печатным учебником, содержание и организация материала в электронном учебнике должны отвечать требованиям времени и тех предметных образовательных компетенций, на формирование которых направлена работа со школьниками. Среди них в контексте работы в инженерно-технической школе мы выделяем:

• умение пользоваться алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

Для Цитирования:
Яна Владимировна Куприна, Оценка компетенций и формирование навыка самооценки при работе с электронным учебником в классах инженерно-технического профиля. Общенаучный журнал. 2024;3-4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: