При штатной комплектации большинства отечественных тракторов информационная панель не полностью отражает данные параметров работы и состояния узлов и агрегатов машины, а критически важные показания изменения технического состояния вообще отсутствуют [1]. Поэтому механизатор зачастую судит об изменении технического состоянии по своим субъективным органолептическим ощущениям (исходя из личного опыта, по информации, получаемой путем внешнего осмотра, по шумам, издаваемым техникой, вибрациям, динамике движения во время работы и т. д.).
Применение компьютерных технологий к оценке текущего технического состояния самоходных сельскохозяйственных машин позволит оперативно и наиболее точно корректировать сроки проведения технического обслуживания индивидуально для каждой единицы. Это позволит сократить издержки на их эксплуатацию, а также наиболее полно использовать ресурс заменяемых деталей и повысить вероятность безотказной работы техники.
Определение текущего технического состояния техники, основанное на изучении и установлении факторов, влияющих на изменение технического состояния элементов самоходных сельскохозяйственных машин в эксплуатации [2], предполагает наличие приоритетности процессов, приводящих к возникновению отказов деталей/сопряжений самоходных сельскохозяйственных машин, и следующих основных функциональных возможностей:
- удаленный контроль параметров работы машины и агрегатов с помощью микропроцессорных устройств в реальном масштабе времени с точной привязкой ко времени и наработке;
- получение отчетов об отказах в соответствии со спецификациями протоколов;
- другие параметры (точный перечень контролируемых параметров определяется маркой транспортного средства и годом его выпуска).
На основании проведенного анализа и экспертной оценки был определен перечень основных датчиков для оценки качества вождения, которое непосредственно влияет на изменение технического состояния самоходных машин. Датчики позволяют контролировать отношение водителя к вверенной технике путем отслеживания основных параметров вождения, влияющих на безопасность и срок службы техники.