В соответствии с законодательством коммерческие банки Вьетнама подлежат ежегодному обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это требование закреплено в Законе об аудиторской деятельности с целью повышения прозрачности финансовой информации, обеспечения доверия к банковской системе и финансовым рынкам.
С одной стороны, сложность банковских операций, разнообразность банковских продуктов и услуг оказывают существенное влияние на процесс планирования, построения и осуществления аудиторских процедур. Это требует от аудиторов глубоких знаний в банковской сфере. Крупномасштабность и многофилиальность коммерческих банков также вызывают большие трудности для аудиторских организаций. С другой стороны, из-за растущего спроса на аудиторские услуги аудиторские организации сталкиваются со многими трудностями, связанными с большой нагрузкой, коротким сроком проведения аудита и выдачи аудиторского заключения.
Исходя из этого, целью данной статьи является оценка качества аудита финансовой отчетности коммерческих банков аудиторскими организациями во Вьетнаме.
1.1. Определение качества аудита
В соответствии с вьетнамским стандартом аудита (ВСА) № 220 (2003 г.) качество аудита — это уровень доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также удовлетворение аудируемого лица выданными рекомендациями по совершенствованию хозяйственной деятельности.
В отличие от других видов товаров и услуг, качество аудита оценить непросто. Если качество товаров и услуг можно определить в процессе пользования, то пользователи аудита обычно не имеют возможности напрямую оценить качество аудиторских услуг. Несмотря на то что существуют различные подходы к определению качества аудита, можно сделать вывод о том, что качество аудита зависит от мнения аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
1.2. Критерии оценки качества аудита