По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Оценка инновационной деятельности вуза для достижения конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг

О.Н. Наумова д-р экон. наук, профессор, проректор по учебной работе и качеству образования, Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти
Н.А. Николаева канд. экон. наук, доцент, Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти

Инновационная деятельность призвана обеспечить условия для эффективного развития образовательной организации, повысить ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг и сформировать модель выпускника с развитыми компетенциями, способного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, важным из которых является развитие содержания и технологий образования. Достижению стратегических целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Литература:

1. Российская Федерация. Распоряжение. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: принята Правительством РФ от 17.11.2008 № 1662р // Консультант плюс – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_law_821 34.

2. Российская Федерация. Распоряжение. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.: утв. Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Консультант плюс – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// минобрнауки.рф/documents/4952.

3. Чхутиашвили Л.В. Роль инновационного образования на современном этапе развития России / Л.В. Чхутиашвили // Юридическое образование и наука. – 2011. – № 1.

4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. –М.: ЗАО «Бизнес-школа ''Интел-Синтез''», 1998.

5. Друкер, П.Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. в англ. / под ред. Т.А. Гуреш. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

6. Васильчук К.С. Место и роль программной инженерии при определении пороговых значений мониторинга эффективности деятельности российских вузов // Молодой ученый. – 2014. – № 4–2 (63).

7. Васильчук К.С. Средства аутентификации и идентификации безопасности в корпоративной информационной системе//Молодой ученый. – 2014. – № 4–2 (63).

8. Миронова И.Б., Степанова В.С. О дефиниции понятий «образование», «образовательная деятельность», «образовательная услуга» // Гуманизация образования. – 2015. – № 1.

9. Миронова И.Б., Степанова В.С. О необходимости непрерывного повышения квалификации профессорскопреподавательского состава образовательной организации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. – 2015. – № 2.

10. Мельник М.В., Миронова О.А. О подготовке магистров и аспирантов: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 5 (22).

В настоящее время развитие в России инновационной экономики обусловливает потребность реформирования высшей школы. Эти реформы направлены в первую очередь на формирование принципиально новой модели специалиста с развитыми экономическими компетенциями, способного к реализации своего творческого и предпринимательского потенциала. В этих условиях особое внимание уделяется развитию инновационных проектов вуза, связанных с совершенствованием учебного процесса и направленных на повышение качества образования. При этом повышение качества образования, в том числе высшего, является одной из приоритетных задач, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [1].

Дело в том, что в условиях формирующегося в России рынка образовательных услуг именно качество становится той базовой характеристикой, которая обеспечивает вузу конкурентоспособность и уверенность в своем будущем. Комплексная оценка вуза, процедуры государственной аттестации и аккредитации направлены в первую очередь на оценку качества подготовки специалистов и реализуемых в вузе образовательных программ. Именно от их итогов в значительной степени будут зависеть объем государственного заказа на подготовку специалистов, а значит, бюджетного финансирования, то место, которое займет вуз среди других вузов России.

В русле стратегии социальноэкономического развития страны утверждена Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг., в которой отмечено, что формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики [2]. Эффективность бюджетных расходов на решение поставленных задач должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектноцелевого подхода, предполагающего осуществление комплексных инновационных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.

Целью исследования является определение направлений развития современного вуза в соответствии с требованиями инновационной экономики и формирование компетентностной подготовленности выпускника. Для формирования компетентностной подготовленности выпускника вуза необходимо рассмотреть проектноцелевой подход, предполагающий осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности высшей школы. Важное значение в этом направлении является разработка подходов к оценке инновационного развития и стратегической направленности деятельности учреждений высшего экономического образования.

Для Цитирования:
О.Н. Наумова, Н.А. Николаева, Оценка инновационной деятельности вуза для достижения конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. Юрист ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: