По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.45: 330.341

Оценка инновационной деятельности предприятия: метрики инноваций

Хомутский Д.Ю. канд. техн. наук, МВА, руководитель, Центр инновационного менеджмента, ВШКУ РАНХиГС, Москва

Метрики (показатели) инноваций, как важнейший элемент системы управления инновациями, должны измерять, в том числе, потенциальные инновационные возможности предприятий. В статье выполнена сравнительная оценка основных подходов к построению системы инновационных показателей и даны рекомендации, позволяющие повысить ее эффективность.

Показатели инноваций помогают проанализировать способность организации к новым, нестандартным решениям и служат мерой успеха компании в конкурентной гонке на рынке. Система показателей инноваций создает формализованную базу для принятия управленческих решений, выражая стратегические интересы фирмы и мотивируя персонал к инициативной работе.

Согласно исследованию компании Price waterhouse Coopers, большинство высших руководителей американских и европейских компаний оценивают инновационную деятельность с помощью системы числовых показателей. Они измеряют успех своих инновационных решений, используя следующие критерии: влияние на рост доходов компании (78 %), удовлетворенность клиентов (76 %), рост доходов от новых продуктов (74 %), повышение производительности труда (71 %), динамика прибыли (68 %). В то же время организации используют разные подходы для измерения своей инновационной активности, но лишь немногие имеют в своем распоряжении целостную систему показателей инноваций, которая гармонично сочетается со стратегическими интересами компании.

Как выяснили исследователи консалтинговой компании Imaginatik, инновационные группы, цели работы которых можно измерить, получают значительно более ощутимую поддержку руководства, нежели группы с не поддающимися расчетам целями. Более того, подобные инновационные объединения редко воспринимаются управленческой командой компании серьезно, и со временем отсутствие измеряемых показателей может поставить под угрозу само выживание новаторских инициатив. И это не удивительно: чтобы убедить менеджмент предприятия в преимуществах корпоративной системы управления идеями, важно демонстрировать успех методологии и ее способность иметь поддающееся расчету влияние на бизнес.

Показатели, или, как их еще называют, метрики инноваций, помогают проанализировать способность организации к инновационным решениям и служат мерой успеха компании в этой области. И хотя большинство организаций пока не использует метрики инноваций в своей работе, существует несколько очевидных доводов в пользу того, почему это следует делать.

Для Цитирования:
Хомутский Д.Ю., Оценка инновационной деятельности предприятия: метрики инноваций. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала