По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Оценка факторов профессионального выбора выпускников школ

Д.А. Канарейко ассистент кафедры менеджмента и бизнеса, Сургутский государственный университет

Представлены результаты анкетирования выпускников 9 и 11 классов по вопросам выбора профессии. Выдвигаются гипотезы, проводится регрессионный анализ на оценку факторов, влияющих на выбор профессии выпускников школ. Установлено, что определяющим фактором выбора является мнение родителей, ориентирующих школьников на гуманитарные и социальные науки. Это приводит к несбалансированности на рынке труда в стране. В настоящее время школьники нуждаются в более активной профориентации со стороны общества.

Литература:

1. Кельчевская Н.Р., Ширинкина Е.В Спрос на цифровые кадры в отраслях экономики // В сборнике: Перспективы развития научных систем в глобальном мире: материалы всероссийской научнопрактической конференции. — 2019.

2. Ширинкина Е.В. Оценка количественного влияния уровня образования на показатели рынка труда // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2018. — № 2. (18).

3. Ширинкина Е.В. Оценка эффективности использования образовательного капитала как доминирующего элемента человеческого капитала в экономике знаний // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 4–2 (81-2).

4. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. — 2019. — № 4 (113).

5. Ширинкина Е.В. Современная парадигма реформирования высшего образования // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. — 2017. — Т. 27. — № 4.

6. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист вуза. — 2019. — № 4.

7. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль. — 2018. — № 4.

8. Ширинкина Е.В. Оценка вероятности успешного трудоустройства выпускников вузов при целенаправленном формировании компетенций // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2019. — № 3 (31).

9. Kelchevskaya N.R., Shirinkina E.V., Strih N.I. Evaluation of Digital Development of Human Capital of Enterprises // 2nd International Conference on Education Science and Social Development (ESSD 2019). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 298.

10. Shirinkina E., Kodintsev A. Management of human capital in the national economy // Revista Espacios. 2018. — V. 39. — № 44.

11. Kelchevskaya, N.R. & Shirinkina, E.V. & Strih, N.I. (2019). Estimation of interrelation of components of human capital and level of digitalization of industrial enterprises by method of modeling of structural equations // 1st International Scientifi c Conference «Modern Management Trends and the Digital Economy» (MTDE 2019). — Advances in Economics, Business and Management Research, volume 81.

Выбор будущей профессии рассматривается как процесс, который определяется желанием и желанием человека сознательно и независимо планировать и реализовывать возможности своего развития. Возникновение потребности в самоопределении свидетельствует о том, что человек достиг достаточно высокого уровня развития, для которого характерно стремление реализовать себя в определенной сфере жизни.

Самоопределение является важным психологическим новообразованием, которое связано с формированием мировоззрения [1, 4, 6]. Профессиональное самоопределение — это процесс развития студентов как субъектов профессиональной социализации и будущей профессиональной деятельности с целью определения их места в мире профессий.

Компоненты мотивации профессионального самоопределения включают в себя позитивное отношение к учебной деятельности, определенные ценности, цели, наклонности, намерения улучшить свое обучение и удовлетворить духовные потребности. Переходным итогом процесса профессионального самоопределения является профессиональный выбор [2, 8, 10].

Мотивация профессионального самоопределения рассматривается как совокупность мотивационных факторов, которые стимулируют и направляют процесс профессионального выбора и интеграции профессиональной деятельности в интегрированную систему человеческой деятельности [3, 5, 7, 9]. Решения различных жизненных задач человеком, накапливаясь и реализуясь, приводят к формированию в личностной структуре качеств компетентности, которые затем могут быть реализованы в других условиях, способствующих решению задач профессионального развития.

Для статистического исследования выборка состояла из 834 учащихся Сургута, девятого и одиннадцатого классов обоих полов, в возрасте от 15 до 18 лет. Было задано 19 закрытых вопросов, и была сделана просьба выбрать из предложенного списка, который в настоящее время включает 45 наиболее важных рабочих профессий те, которые, как представляется, имеют интерес для молодых граждан страны.

Выбор профессий учащимися на вопрос «Мне нравится» представлен на рис. 1.

Для Цитирования:
Д.А. Канарейко, Оценка факторов профессионального выбора выпускников школ. Юрист ВУЗа. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: