Выбор будущей профессии рассматривается как процесс, который определяется желанием и желанием человека сознательно и независимо планировать и реализовывать возможности своего развития. Возникновение потребности в самоопределении свидетельствует о том, что человек достиг достаточно высокого уровня развития, для которого характерно стремление реализовать себя в определенной сфере жизни.
Самоопределение является важным психологическим новообразованием, которое связано с формированием мировоззрения [1, 4, 6]. Профессиональное самоопределение — это процесс развития студентов как субъектов профессиональной социализации и будущей профессиональной деятельности с целью определения их места в мире профессий.
Компоненты мотивации профессионального самоопределения включают в себя позитивное отношение к учебной деятельности, определенные ценности, цели, наклонности, намерения улучшить свое обучение и удовлетворить духовные потребности. Переходным итогом процесса профессионального самоопределения является профессиональный выбор [2, 8, 10].
Мотивация профессионального самоопределения рассматривается как совокупность мотивационных факторов, которые стимулируют и направляют процесс профессионального выбора и интеграции профессиональной деятельности в интегрированную систему человеческой деятельности [3, 5, 7, 9]. Решения различных жизненных задач человеком, накапливаясь и реализуясь, приводят к формированию в личностной структуре качеств компетентности, которые затем могут быть реализованы в других условиях, способствующих решению задач профессионального развития.
Для статистического исследования выборка состояла из 834 учащихся Сургута, девятого и одиннадцатого классов обоих полов, в возрасте от 15 до 18 лет. Было задано 19 закрытых вопросов, и была сделана просьба выбрать из предложенного списка, который в настоящее время включает 45 наиболее важных рабочих профессий те, которые, как представляется, имеют интерес для молодых граждан страны.
Выбор профессий учащимися на вопрос «Мне нравится» представлен на рис. 1.