В лесоинженерном деле принято выделять две основные составляющие эффективности применения тех или иных технологических процессов, машин и оборудования в конкретных природно-производственных условиях — экологическую эффективность и эксплуатационную эффективность [1–3]. Обе эти составляющие эффективности напрямую влияют на важнейший при принятии решения о выборе тех или иных технологических процессов, машин и оборудования для конкретных природно-производственных условий показатель — экономическую эффективность [4–6].
Экологическая эффективность использования тех или иных технологических процессов, машин и оборудования в конкретных природно-производственных условиях в конечном итоге показывает уровень необходимых затрат на восстановление лесной среды после проведения лесосечных работ, прежде всего лесовосстановительных работ [7–9].
Эксплуатационная эффективность использования тех или иных технологических процессов, машин и оборудования в конкретных природно-производственных условиях показывает уровень необходимых затрат на энергоносители (топливо), ремонт и обслуживание техники [3, 10, 11].
С одной стороны, при использовании некоторых технологий и максимальных эксплуатационных показателей работы лесных машин, например при бессистемной трелевке и максимально возможной нагрузке трелевочных тракторов, можно получить значительные положительные эксплуатационные эффекты, за счет, например, снижения удельного расхода топлива, но при этом получить значительную отрицательную экологическую эффективность. В результате это может привести к тому, что увеличение затрат на лесовосстановительные работы будет ощутимо больше, нежели экономия на топливе [12–14].
Поэтому при оценке экологической и эксплуатационной эффективности тех или иных технологических процессов, машин и оборудования в конкретных природно-производственных условиях всегда необходимо искать оптимальный баланс между необходимыми ограничениями в использовании машин (для предохранения лесных экосистем от критических повреждений) и требованием максимизации их производительности, снижения удельного расхода топлива, затрат на ремонты и т. д. [15–17].