Государственный финансовый контроль в международной и отечественной практике является неотъемлемой частью функционирования государства. Контроль, как и другая деятельность, подвергается оценке эффективности. Методы и критерии оценки эффективности финансового контроля рассмотрены в трудах М.В. Васильева, В.А. Жукова, С.П. Опенышева, С.Е. Платоновой, Э.В. Рогатенюка, Н.К. Улановой, Р.Р. Яруллина и др. [1–10]. Однако в связи с изменениями законодательства методы и критерии оценки развиваются и уточняются.
Понятие эффективности в системе государственного финансового контроля может рассматриваться с двух позиций.
Во-первых, с позиции предмета государственного финансового контроля и эффективности результатов использования бюджетных средств. Нормативной базой для оценки эффективности может служить ст. 34 БК РФ, в которой закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, а также стандарт Счетной палаты Российской Федерации — СГА 104 «Аудит эффективности», в котором эффективность рассматривается как целостность трех ее составляющих: экономичности, результативности и продуктивности1 .
Во-вторых, с позиции эффективности деятельности органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, то есть в данном случае понятие эффективности рассматривается применительно к субъектам государственного финансового контроля.
В ходе исследования рассмотрены вопросы эффективности деятельности субъектов государственного финансового контроля. Определено, что в настоящее время нет единого подхода к определению эффективности деятельности органов государственного финансового контроля, а также единых критериев оценки эффективности их деятельности. Существует множество мнений различных экономистов, финансистов, научных деятелей, определяющих различные подходы к вышеупомянутым предметам исследования. Помимо этого, отсутствует единство мнений по поводу количества критериев эффективности деятельности органов государственного финансового контроля, а также методики их оценки. Одна из причин наличия различных мнений по данным вопросам кроется в том, что в осуществлении контрольной деятельности существует множество компонентов, трудно поддающихся формализации, а значит, затрудняющих достоверную оценку эффективности результатов деятельности органов. Отчасти это связано с тем, что у различных контролирующих органов различаются предметы контроля. Однако, несмотря на существующие трудности, разработанные общие для всех органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, методика и критерии оценки позволили бы определять как индивидуальную, так и совокупную эффективность контрольной, в том числе и экспертно-аналитической, деятельности уполномоченных органов.